"Банк ВТБ и акционеры ГК РТК достигли договоренности и подписали обязывающие документы о приобретении группой ВТБ 50% +1 акция ГК РТК. Акционеры намерены продолжать реализовывать стратегию развития компании, нацеленную на поддержание лидирующих позиций в сегментах перевозок специализированным составом", - отмечается в сообщении.
Параметры сделки в пресс-релизе не раскрываются. Сейчас 95,72% РТК — у компании Molesto Investments Ltd., принадлежащей основателям группы Константину Синцову и Константину Засову.
Сумму сделки стороны не комментируют. Для продажи ВТБ группу оценили примерно так же, как и перед несостоявшимся весной IPO на Лондонской бирже, сообщил человек, знакомый с деталями готовящейся сделки.
Напомним, что группа РТК 1 апреля 2019 года объявила о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже, продав акции допэмиссии на $300 млн. и, возможно, часть пакета Molesto Investments Ltd. «ВТБ Капитал», один из организаторов размещения, оценил РТК в диапазоне $1,363–1,605 млрд.
Однако позднее РТК объявила о приостановке процедуры IPO для реализации частной сделки. Как говорилось в сообщении компании, «основным акционерам компании поступил ряд предложений о частной сделке, которые лучше согласуются со стратегией ее развития».
ВТБ планирует достичь дополнительной синергии на зерновом рынке за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли, отмечается в пресс-релизе. По мнению банка, сделка приведет к увеличению эффективности логистических цепочек на территории России, обеспечит приток капитала и поможет сделать ценообразование прозрачным.
«Модернизация логистической инфраструктуры – одна из приоритетных стратегических задач РТК. Железнодорожный транспорт обеспечивает около 50% поставок зерна в глубоководные порты, а также является наиболее эффективным способом осуществления поставок зерна из удаленных регионов России для последующего перераспределения на экспортные поставки в портах», – отмечается в сообщении.
РТК и ВТБ планируют продолжить развитие других сегментов бизнеса, в том числе перевозку лесных и навалочных грузов, минеральных удобрений.
РТК создана в 2005 году и сейчас, по данным «ВТБ Капитала», является четвертым железнодорожным оператором страны. Согласно собственным данным, группа управляет парком из 68 тыс. вагонов и лидирует на рынке перевозок насыпных и лесных грузов.
В состав группы входит крупнейший оператор железнодорожных перевозок зерна - «Русагротранс», специализирующийся на перевозках лесных грузов «Транслес» и другие компании.
В феврале 2019 года стало извстно о планах ВТБ, скупившего зерновые активы группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, создать единого зернового экспортного оператора. По данным источников РБК, ВТБ намерен создать трейдинговую компанию, которая будет экспортировать до 15 млн. т зерна и займет как минимум 30% рынка.
Сейчас ВТБ контролирует зерновой терминал «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП), является 100% владельцем Новороссийского зернового терминала и имеет 50% минус одна акция в «Объединенной зерновой компании». В апреле 2019 года сообщалось, что ВТБ также ведет переговоры о покупке 50% зернового терминала Тамань.
ВТБ
Сумма Капитал
Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП)
Объединённая зерновая компания (ОЗК)
Зерновой терминальный комплекс Тамань
Русагротранс
Русская транспортная компания (РТК) / Рустранском
Транслес
Константин Засов
Константин Синцов
Новороссийский зерновой терминал (НЗТ)
Зиявудин Гаджиевич Магомедов
На инфраструктуре и перевозке зерна в ближайшие годы можно будет хорошо заработать, однако для создания трейдинговой компании в таких гигантских вложениях нет необходимости, говорит директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
«Трейдинг и инфраструктура — это разные бизнесы. В отдельных случаях крупные трейдеры могут иметь определенный парк вагонов, свой или арендованный, владеть одним терминалом или долей в нем, однако даже если ВТБ планирует стать российском экспортером №1, его вложения в инфраструктуру выглядят избыточными», — сказал Сизов.
Он также не исключил, что появление крупного инфраструктурного оператора, который контролирует несколько глубоководных терминалов и одновременно крупнейшего железнодорожного перевозчика, может означать снижение конкуренции на зерновом рынке. «Тем более что уровень конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и так невысокий», — заметил Сизов.
Ранее гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечал, что если сделка по покупке 50% терминала Тамань состоится, присутствие ВТБ будет определять отгрузку 71% всего зернового оборота Черного моря или около 31% всего российского экспорта зерновых в этом сезоне.