По данным газеты «РБК daily», аукцион по продаже 55% акций «Ванинского морского торгового порта» обещает вылиться в жаркую схватку: на этот актив претендуют семь компаний, в том числе три крупные угольные компании. Конкуренцию им составит En+ Олега Дерипаски, а также компании, которые могут представлять интересы Владимира Лисина.
В апреле Росимущество объявило об аукционе по продаже 55% уставного капитала «Ванинского морского торгового порта» (около 73% обыкновенных акций). Стартовая цена — 934,125 млн руб. Сам аукцион назначен на 19 мая, прием заявок завершается сегодня - 12 мая 2011 г.
11 мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что получила семь заявок на участие в этом аукционе. В числе претендентов оказались «Сибуглемет» (вместе со своей дочерней компанией «Междуречье»), «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) и «СДС-Уголь». Заявки также подали «Канопус», «Трейд-Сервис» и «Тим Консалт». Одна из этих компаний представляет интересы En+ Group Олега Дерипаски, которая контролирует 21,64% обыкновенных акций порта Ванино.
Заявки подали основные игроки угольной отрасли из данного региона. Для них приобретение «Ванинского морского порта» — это дополнительные экспортные возможности. Основные претенденты — это СУЭК и En+. СУЭК уже присутствует на данном рынке (холдингу принадлежит угольный терминал «Дальтрансуголь»).
По неофициальным данным, одна из озвученных ФАС компаний может представлять интересы принадлежащего Владимиру Лисину UCL Holding. Он владеет железнодорожными и портовыми активами, поэтому покупка порта была бы логична с точки зрения расширения бизнеса и диверсификации по регионам.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% акций).
«Ванинский порт» — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Грузооборот компании в 2009 году составил 6 млн. тонн. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры.
Эксперты уверены, что цена продажи Ванинского порта существенно превысит стартовую цену. «Мы не считаем, что участники аукциона готовы многократно увеличивать цену, хотя ожидаем существенного увеличения итоговой оценки по сравнению со стартовой ценой», — говорит Екатерина Андреянова, аналитик Ray, Man & Gor Securities.