По данным газеты «Коммерсантъ», вчера, 31 марта 2010 года наблюдательному совету «Внешэкономбанка» (ВЭБ) предстояло решить судьбу нового терминала D аэропорта Шереметьево. Владеющее этим активом ОАО «Терминал», подконтрольное «Аэрофлот», не в состоянии обслуживать долг перед банком в размере $1,2 млрд (при ставке 9% годовая стоимость обслуживания долга компании превышает $100 млн, что значительно выше ожидаемых денежных поступлений от терминала D).
И теперь правительство ищет пути урегулирования этой проблемы. Один из сценариев предполагает присоединение ОАО «Терминал» к ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), на 100% принадлежащему государству. Если такое решение будет принято, ВЭБ получит крупный пакет акций объединенного Шереметьево и подготовит актив для продажи стратегическому инвестору.
Два сценария урегулирования вышеуказанной проблемы содержатся в письме в Минэкономразвития главы Минтранса Игоря Левитина. Первый из них предполагает превращение ОАО «Терминал» в дочернюю структуру ОАО МАШ с долей участия последнего не менее 50% плюс 1 акция. Этот пакет МАШ может получить в результате выкупа допэмиссии акций ОАО «Терминал» путем внесения в капитал компании своих терминалов E и F (туда же предполагается передать и долги этих терминалов, их объем не уточняется). Кроме того, в ходе допэмиссии ВЭБ увеличит свой пакет путем «зачета денежных требований (всех или части) к ОАО «Терминал». Доля же «Аэрофлот» в ОАО «Терминал» должна определиться при оценке компании. При этом в письме министра ничего не сказано о судьбе пакета еще одного акционера «Терминала» — ВТБ. Вероятнее всего, банк не планирует участвовать в выкупе допэмиссии, и его доля будет размыта.
Альтернативный сценарий Игорь Левитин описывает скупо: он предполагает «консолидацию всех пассажирских терминалов аэропорта на балансе ОАО МАШ» путем присоединения к нему ОАО «Терминал». На первом этапе долги ОАО «Терминал» перед ВЭБом предполагается конвертировать в акции компании посредством выкупа банком ее допэмиссии. На следующем этапе допэмиссию проведет МАШ, разместив ее в пользу акционеров ОАО «Терминал», которые оплатят ее акциями этой компании (еще один сценарий предполагает, что всю допэмиссию МАШа выкупит ВЭБ, который приобретет акции ОАО «Терминал» у ВТБ и «Аэрофлота»). После завершения всех этих процедур ОАО «Терминал» будет присоединено к ОАО МАШ.
Затем господин Левитин сначала предлагает привлечь в ОАО «Терминал» «одну из ведущих иностранных управляющих компаний на краткосрочной основе» для реструктуризации его долгов, а затем передать весь имущественный комплекс Шереметьево стратегическому инвестору (консорциуму), способному обеспечить финансирование строительства нового терминала на месте терминала B (бывшее Шереметьево-1). Если 31.03.10 наблюдательный совет ВЭБа, который возглавляет премьер-министр Владимир Путин, утвердил один из предлагаемых сценариев урегулирования долгов ОАО «Терминал», поиском стратегического инвестора займется госбанк.
В ноябре 2009 года руководство Московского аэропорта Шереметьево приняло решение о переименовании терминалов. Вопреки сложившейся мировой практике московский аэропорт принял абсурдное решение сменить цифровые обозначения терминалов на буквенные. По мнению авторов идеи, это позволит выстроить названия терминалов по порядку.
Согласно планам аэропорта, Шереметьево-2 с 25 декабря прошлого года стало именоваться терминалом F, открывшийся 15 ноября 2009 г. аэрофлотовский Шереметьево-3 - терминалом D, между ними в этом году начнет работу терминал Е. На другой стороне летного поля функционирует терминал С, а терминалы А и В впоследствии появятся на месте нынешнего Шереметьево-1.
Очевидно, что буквенные названия значительно менее удобны, чем применяемые сейчас цифровые: буквы в различных языках произносятся по-разному, что может привести к путанице. Кроме того, предполагается использование букв латинского алфавита, что будет неудобно большинству пассажиров аэропорта, для которых родной язык - использующий кириллицу русский.
Не случайно в подавляющем большинстве аэропортов мира применяются цифровые обозначения терминалов: из 30 крупнейших по пассажиропотоку аэропортов только в трех используются буквенные. Это аэропорты Далласа, Ньюарка и Хьюстона в США, где применяются буквы родного для местного населения латинского алфавита.
Более того, недавно римский аэропорт Fiumicino сменил буквенные названия терминалов на цифровые. В римском аэропорту подчеркнули, что это решение принято для приведения системы обозначений в соответствие с принятой в крупнейших аэропортах мира и для удобства пассажиров.
Однако в Шереметьево комфорту пассажиров предпочли внутреннее производственное удобство. Подобные решения все еще характерны для ряда российских компаний, не зависящих напрямую от своих клиентов - в данном случае пассажиров.
Владелец терминала D — ОАО «Терминал», акции которого распределены между «Аэрофлотом» (52,82%), ВЭБом (22,18%) и ВТБ (25%+1 акция). Пропускная способность — около 12 млн пассажиров в год. Предполагается, что этот терминал станет базой для хаба «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу SkyTeam.