В России может быть создан музыкальный медиахолдинг на базе активов «Русской медиагруппы» (РМГ) и нескольких музыкальных телеканалов, зарегистрированных на компанию «Кремль Медиа».
Письмо с предложением создать патриотический холдинг президенту Владимиру Путину направил Владимир Киселев, продюсер ВИА «Земляне» и основатель фонда «Федерация», и председатель совета директоров РМГ Ольга Плаксина. Копия письма с визой Путина «Володину. Рассмотреть» есть у «Ведомостей». Такое письмо было, говорят источник, близкий к акционерам РМГ и человек, знакомый с Киселевым. О таком письме слышал продюсер Иосиф Пригожин.
Проект должен обеспечить творческо-музыкальный ресурс для идеологических задач, стоящих перед руководством страны в работе с электоратом, говорится в письме. На базе телеканалов и радиостанций РМГ следует создать своего рода инкубатор отечественных суперзвезд, пишут Киселев и Плаксина: внешнеполитическая ситуация не позволяет делать ставку на зарубежных артистов, нужны собственные, чтобы под рукой были идеологически правильно настроенные кумиры миллионов.
Авторы письма считают, что что главным координационным центром мог бы стать ФГУП «Госконцерт», а партнерами – телеканалы «Муз.ТВ» (холдинг ЮТВ), Bridge TV, RuSong и Russian Travel Guide (холдинг Bridge Media).
В Bridge Media не ответили на вопрос, представитель ЮТВ отказался от комментариев. Но человек, близкий к акционерам ЮТВ, слышал, что разговоры с Киселевым были. По словам сотрудников нескольких медиакомпаний, покупка РМГ обсуждалась на самом высоком уровне, а ходил по кабинетам Киселев.
Собеседник в администрации президента говорит, что указаний содействовать Киселеву и Плаксиной пока не поступало, но если люди хотят объединиться на патриотической платформе, то государство готово помочь. Письмо Путину датировано октябрем 2014 г., идея патриотического холдинга уже реализуется.
Во-первых, ИФД «Капиталъ» в конце июня объявил, что акционером РМГ станет ФГУП «Госконцерт». ИФД владеет 78% РМГ, еще 22% – у нынешнего гендиректора группы Сергея Кожевникова. В середине июля эту сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Сам Киселев отказался разговаривать с «Ведомостями», а Бунин сказал, что сделки с РМГ пока нет и «обсуждать нечего». Отказались от комментариев представители ИФД «Капитал» и РМГ.
Основной актив РМГ – радиостанция «Русское радио», также в холдинг входят станции «Хит FM», радио Maximum, DFM, Monte Carlo и музыкальный телеканал Ru.TV.
Ранее источник «Ведомостей», близкий к РМГ, а также сотрудники нескольких музыкальных компаний утверждали, что покупателем РМГ станет сам Владимир Киселев. Однако прямого отношения к «Госконцерту» он не имеет. Правда, Киселев вместе с гендиректором «Госконцерта» Сергеем Буниным являются учредителями ООО «Кремль интернэшнл».
Кроме того, в середине июля о создании «музыкального холдинга патриотической направленности» операторам связи и платного ТВ сообщил замминистра связи Алексей Волин, следует из протокола совещания по вопросу распространения общедоступных теле- и радиоканалов.
Операторам рекомендовано распространять музыкально-патриотические телеканалы в составе своих пакетов, включая льготное присутствие в сетях, говорится в документе. Волин сказал, что не помнит о такой встрече. Но два участника совещания подтвердили, что тема патриотического холдинга в Минсвязи обсуждалась, хотя его название не упоминалось.
В протоколе названы телеканалы, распространение которых рекомендовано: «Муз кисс», «Музвокс», «Ру.Лаб», «Европа плюс Ru» и RDV. Все они, кроме RDV, получили лицензию СМИ 19 июня 2015 г., их учредитель – ООО «Кремль медиа», следует из реестра Роскомнадзора. По данным «СПАРК-Интерфакса», «Кремль медиа» зарегистрирована в ноябре 2013 г., тогда ею в равных долях владели Сергей и Екатерина Бунины, с марта 2014 г. – только Бунина.
Покупку РМГ «Госконцертом» затрудняет недостаток средств у покупателя. «Госконцерт», по данным «СПАРК-Интерфакса» за 2013 г. (отчетности за 2014 г. еще нет), получил выручку в 70 000 руб., убыток – 2,6 млн руб., «прочие доходы» составили 2,27 млн руб., а управленческие расходы – 4,48 млн руб.
Приобрести РМГ «Госконцерту» может помочь государство, говорят источники в музыкальной индустрии: кредит может дать банк ВТБ. Весной РМГ оценивалась в 7 млрд руб., по их данным, ВТБ был готов предоставить не более 2,5 млрд руб. под 4% годовых, обсуждалось субсидирование 50% ставки.
Представитель ВТБ не стал это комментировать. Но человек, близкий к банку, признает, что обращение было, но ВТБ никаких денег пока не дал. ВТБ может финансировать эту сделку, слышал сотрудник другого госбанка, могут быть привлечены и другие госбанки.
Минфин рассматривает выделение субсидии из бюджета на эту сделку, слышал собеседник «Ведомостей» в музыкальной индустрии: обсуждалось, что Минфин даст «Госконцерту» около 2 млрд руб. Представитель Минфина отказался от комментариев. Просьбы о финансовой господдержке ФГУП «Госконцерт», необходимой для приобретения активов, были, подтверждает высокопоставленный чиновник, но помощи им не будет.
ФГУП «Госконцерт» подведомственен Минкультуры. Но в министерстве об этой сделке ничего не знают, следует из сообщения представителя Минкультуры. По его словам, в IV квартале 2015 г. «будет решаться вопрос об акционеровании ФГУПа».
«Я считаю, что на радио и ТВ должно быть больше музыки на русском языке, но не понимаю, зачем коммерческие радиостанции делать государственными и под прикрытием патриотизма разрушать то, что уже создано и хорошо работает, говорит продюсер Иосиф Пригожин. «Русское радио», по его словам, и так патриотичное. Следует соответствовать запросам людей, а не навязывать им что-то, считает он.
«Спрос на создание музыкального холдинга патриотической направленности, системного подхода к патриотизму в шоу-бизнесе неоднократно озвучивался на разных уровнях власти в том числе в Минкультуры и Минсвязи, рассказывает главный редактор информагентства «Молния» (бывший член Общественной палаты) Антон Коробков-Землянский.
Еще пять лет назад такой запрос четко сформулировал лично Владислав Сурков, но сейчас аналогичного сигнала от власти не наблюдается, знает он. Однако, ввиду кризисных явлений в экономике, урезания рекламных бюджетов, этот запрос сейчас, возможно, заморожен. Единственный вариант — это если кто-то, способный заходить в высокие кабинеты, возьмет инициативу на себя, добавляет Коробков-Землянский.