Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 167,34  (+1 375,99%)
4 586,92  (+234,50%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Венчурная компания Fastlane Ventures продала два своих последних актива

04.12.2018, Mergers.ru
По данным газеты «Коммерсант», у компании Relevant Media, управляющей сайтами Kakprosto.ru и Justlady.ru, сменился владелец, следует из Kartoteka.ru.

Вместо кипрской «Мелкиназ Холдингс Лтд» (структура Fastlane Ventures) компания теперь принадлежит ООО «Тиалф Плюс», которым владеют бывший старший вице-президент АФК «Система», экс-глава Societe Generale в России Рафаэль Нагапетьянц (99%) и Андрей Пиликян (1%).

Их доля находится в залоге у «Мелкиназ Холдингс» и передается новому владельцу по частям: 40% — до 8 октября, остальное — до конца 2019 года, следует из ЕГРЮЛ.

Рафаэль Нагапетьянц подтвердил “Ъ”, что сделка оформлена как освобождение доли из-под залога по частям: «Это моя первая инвестиция в интернет. Много лет компания не так удачно развивалась, и мы договорились, что выкупим ее».

Relevant Media была последним портфельным активом для Fastlane Ventures, сообщила “Ъ” гендиректор Fastlane Ventures Марина Трещова: «У нас оставалось несколько активов, мы искали покупателя на Relevant Media, и после продажи фонд закрывается».

По ее словам, Relevant Media прибыльна. Эта компания также управляла и третьим ресурсом — Pinme.ru, аналогом американской соцсети Pinterest, но он в сделку не вошел, говорит покупатель.

Fastlane Ventures в 2010 году основали Оскар Хартманн, Паскаль Клеман и Марина Трещова. Компания клонировала успешные западные интернет-бизнесы с нуля.

Она привлекла $100 млн. инвестиций, создала 20 интернет-проектов, продав в том числе интернет-магазин обуви Sapato онлайн-ритейлеру Ozon, а сервис онлайн-знакомств Теамо — компании Mamba. Большая часть проектов Fastlane Ventures закрылась.

Kakprosto.ru — флагманский проект Relevant Media, он представляет собой собрание советов по 30 рубрикам — например, как варить компот или чем подкармливать птиц зимой.

В 2014 году он привлек $1,4 млн. от внешних инвесторов. Тогда и сейчас его посещаемость составляла 15 млн. пользователей в месяц; по данным Similarweb за октябрь, 62% аудитории дали поисковики.

Justlady.ru — сайт с женскими советами, его посещаемость — 750 тыс. пользователей в месяц. Обе площадки зарабатывают на рекламе.

По словам гендиректора Relevant Media Андрея Кузеева, компания владеет правами на контент, создаваемый авторами обеих площадок.

«На рынке много информационных сайтов, но мало у кого есть многоуровневый контроль над авторами и полное юридическое оформление работы с ними»,— отмечает он. Наиболее крупными конкурентами господин Кузеев назвал thequestion.com, lifehacker.ru и «Ответы@mail.ru».

 

Комментарий

Отдельным игрокам все труднее конкурировать с крупными медиагруппами и соцсетями, констатирует член управляющего совета Rambler Group Рафаэль Абрамян.

Стоимость Kakprosto.ru и Justlady.ru он оценивает в 250–300 млн. руб. Вариантом их развития может быть консолидация схожих порталов, добавление пользовательского контента, рассуждает он.

По стратегии Fastlane Ventures напоминает Rocket Internet, когда берут бизнес-модель, проверенную в одном регионе, и пытаются адаптировать ее в другом, говорит президент венчурного фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов.

На практике для успеха такого фонда требуется готовность обеспечивать беспрецедентно большой объем вложений, иметь железные нервы и хватку, чтобы агрессивно помогать стартапам в развитии, не колебаться в принятии решений относительно того, что «не летит», отмечает он.

«Всем набором необходимых ресурсов из аналогов в мире, которые я знаю, не обладал никто»,— заключил господин Филатов.