Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

Венчурный фонд Softline купил сервис для предотвращения ДТП Exodrive

10.08.2022, Mergers.ru

Венчурный фонд Softline Venture Partners российской компании Softline купил стартап Exodrive, сообщил Forbes представитель фонда. Сумма этой сделки составила $2 млн. Фонд также вложил $1 млн в капитал Exodrive. По условиям сделки Softline зарезервировал 30% приобретенных акций под опционы для основателя проекта и его топ-менеджеров.

Exodrive разрабатывает платформу для оценки стиля вождения, отслеживания нарушений, предотвращения или снижения вероятности дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и связанных с ними рисков. Стартап в 2022 году запустил Игорь Хереш, выпускник Московского энергетического университета и программы MBA в Техническом университете Брно в Чехии. С 2005 года он работал на позиции топ-менеджера в компаниях, связанных с телематикой и транспортной безопасностью: например, отвечал за развитие бизнеса групп компаний «Цезарь Сателлит» и T-1 Group, был гендиректором разработчика решений по страховой телематике UBI Technologies.

Несколько лет назад Хереш обратил внимание, что на российском рынке есть противоугонные телематические решения для страховых компаний, но нет действенных решений по снижению вероятности ДТП. Изучив проекты, работающие в этом сегменте за рубежом (например, Verizon Telematics и Hughes Telematics), он понял, что для запуска такого решения нужно обучить нейросеть на большом количестве ретроспективных данных о стиле вождения и ДТП. Хереш собрал команду дата-сайентистов и в начале 2022-го взялся за разработку сервиса. С тех пор команда создала прототип платформы, разработала собственный трекер отслеживания автомобиля, нашла несколько контрактных производств для его выпуска и провела первые тесты с заказчиками, в том числе со страховыми и фармкомпаниями.

Одно из основных решений Exodrive — скоринг водителя. Сервис собирает данные о стиле вождения и транспортном средстве с помощью навигационных трекеров, которые устанавливают на автомобильный аккумулятор. Внутри трекера — акселерометр (прибор для измерения ускорения) и гироскоп (для измерения угла ориентации автомобиля). Собранные с их помощью данные платформа сопоставляет с информацией из своей базы данных о стилях вождения, при которых вероятность ДТП выше. Если при похожем стиле вождения частота ДТП была низкой, то система присваивает водителю высокий скоринговый балл. Также на платформе водитель может увидеть, какие маневры на пути система посчитала рисковыми. По собственным данным Exodrive, его нейросеть обучалась на данных о сотнях тысяч оцифрованных ДТП и сотнях миллиардов километров, которые проехали транспортные средства. Эти данные она получала в том числе от производителей телематического оборудования, с которыми Хереш был знаком по работе.

Используя данные трекера, сервис также отправляет первичное оповещение клиенту о произошедшем ДТП. Кроме того, по словам Хереша, система может реконструировать ДТП: получая показания акселерометра, она делает карту возможных повреждений автомобиля, а также определяет, как сильно мог пострадать водитель. Еще один продукт Exodrive — геолокационная аналитика, то есть данные о местоположении автомобилей и длительности их пребывания в конкретном месте. Такие данные могут быть интересны сторонним компаниям для «обогащения» их собственной аналитики, считает Хереш.

По собственным данным Exodrive, сейчас его платформу используют в том числе страховая компания «Югория», фармкомпания Materia Medica, маркетплейс Lamoda и Екатеринбургский завод цветных металлов. Последний перевозит опасную и дорогостоящую химию, поэтому заинтересован в высоком скоринговом балле водителей, объясняют в стартапе. Exodrive зарабатывает на ежемесячной плате клиентов за использование. К платформе подключено несколько тысяч транспортных средств, говорит Хереш. Он уверен, что продукты Exodrive также могут заинтересовать корпоративные автопарки, каршеринговые и такси-сервисы, лизинговые компании и компании, связанные с пассажирскими перевозками.

Exodrive не единственный производитель систем скоринга водителей: например, российская компания Raxel Telematics запустила такую систему еще в середине 2010-х. Однако Хереш утверждает, что основной проблемой ранних проектов в этой нише была неточность модели анализа. Поэтому подобные решения не оценили страховые компании, говорит он. В «Тинькофф Страховании» Forbes рассказали, что ранее тестировали транспортную телематику (название сервиса в компании не раскрыли), однако не увидели влияния на вероятность наступления страхового события. О том, что на решения по скорингу водителей был бум, но они так и не получили массового распространения, говорит и сооснователь сервиса для работы страховых агентов Inssmart Денис Мишин.

Свои решения в этой области есть и у каршеринговых сервисов. Так, например, «Яндекс.Драйв» создал в своем приложении раздел «Профиль вождения» в июне 2021 года, а в мае 2022-го обновил его, рассказали Forbes в компании. Сервис тоже анализирует стиль вождения и для этого устанавливает в машины телематику. Алгоритм «Яндекс.Драйва» учитывает резкое вождение, превышение скорости и другие факторы, влияющие на безопасность, и по ним формирует индивидуальный рейтинг каждого пользователя.

Хереш уверяет, что преимущество его сервиса перед другими в том, что он анализирует параметры вождения, используя большой массив данных. В «Яндекс.Драйве» утверждают, что тоже обучили свою систему на собственной базе данных о вождении пользователей за два с половиной года. Однако Хереш говорит, что база данных у «Яндекс.Драйва» и других каршеринговых сервисов пока мала. В «Яндекс.Драйве» не раскрыли километраж, на котором обучили систему.

Для Softline текущая сделка — логичное продолжение развития направления интеллектуальных транспортных систем, говорит глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. По ее словам, компания ранее разработала платформу автоматизированного управления дорожным движением Traffic-SL — в 2018 году она была установлена для управления дорожным движением на одной из магистралей Новосибирска. Кроме того, в 2021 году Softline инвестировал в T-1 Group, поставщика телематических решений и навигационных технологий для бизнеса и государства, говорит Волотовская. Она обращает внимание на то, что решения Exodrive находятся на стыке технологий интернета вещей и страхования. Спрос на такие технологии в ближайшие годы будет расти за счет увеличения применения телематических устройств в транспортном и автомобильном секторах, прогнозирует она.

Ассоциат фонда Leta Capital Александр Земляк верит в перспективы систем предотвращения ДТП. Он считает этот сегмент частью общего тренда на внедрение компьютерного зрения, технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, а также индустрией, которая показывает рост вместе с увеличивающейся популярностью автопилотов. При этом самыми перспективными компаниями в этой сфере, по его мнению, будут те, кто, помимо данных телематики, будет с помощью камер видеонаблюдения анализировать состояние водителя, в том числе его мимику, положение головы и рук. Хереш говорит, что Exodrive не планирует использовать видеокамеры, так как это решение дорогое, а стартап делает массовый продукт.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст