Венчурный фонд Softline Venture Partners российской компании Softline купил стартап Exodrive, сообщил Forbes представитель фонда. Сумма этой сделки составила $2 млн. Фонд также вложил $1 млн в капитал Exodrive. По условиям сделки Softline зарезервировал 30% приобретенных акций под опционы для основателя проекта и его топ-менеджеров.
Exodrive разрабатывает платформу для оценки стиля вождения, отслеживания нарушений, предотвращения или снижения вероятности дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и связанных с ними рисков. Стартап в 2022 году запустил Игорь Хереш, выпускник Московского энергетического университета и программы MBA в Техническом университете Брно в Чехии. С 2005 года он работал на позиции топ-менеджера в компаниях, связанных с телематикой и транспортной безопасностью: например, отвечал за развитие бизнеса групп компаний «Цезарь Сателлит» и T-1 Group, был гендиректором разработчика решений по страховой телематике UBI Technologies.
Несколько лет назад Хереш обратил внимание, что на российском рынке есть противоугонные телематические решения для страховых компаний, но нет действенных решений по снижению вероятности ДТП. Изучив проекты, работающие в этом сегменте за рубежом (например, Verizon Telematics и Hughes Telematics), он понял, что для запуска такого решения нужно обучить нейросеть на большом количестве ретроспективных данных о стиле вождения и ДТП. Хереш собрал команду дата-сайентистов и в начале 2022-го взялся за разработку сервиса. С тех пор команда создала прототип платформы, разработала собственный трекер отслеживания автомобиля, нашла несколько контрактных производств для его выпуска и провела первые тесты с заказчиками, в том числе со страховыми и фармкомпаниями.
Одно из основных решений Exodrive — скоринг водителя. Сервис собирает данные о стиле вождения и транспортном средстве с помощью навигационных трекеров, которые устанавливают на автомобильный аккумулятор. Внутри трекера — акселерометр (прибор для измерения ускорения) и гироскоп (для измерения угла ориентации автомобиля). Собранные с их помощью данные платформа сопоставляет с информацией из своей базы данных о стилях вождения, при которых вероятность ДТП выше. Если при похожем стиле вождения частота ДТП была низкой, то система присваивает водителю высокий скоринговый балл. Также на платформе водитель может увидеть, какие маневры на пути система посчитала рисковыми. По собственным данным Exodrive, его нейросеть обучалась на данных о сотнях тысяч оцифрованных ДТП и сотнях миллиардов километров, которые проехали транспортные средства. Эти данные она получала в том числе от производителей телематического оборудования, с которыми Хереш был знаком по работе.
Используя данные трекера, сервис также отправляет первичное оповещение клиенту о произошедшем ДТП. Кроме того, по словам Хереша, система может реконструировать ДТП: получая показания акселерометра, она делает карту возможных повреждений автомобиля, а также определяет, как сильно мог пострадать водитель. Еще один продукт Exodrive — геолокационная аналитика, то есть данные о местоположении автомобилей и длительности их пребывания в конкретном месте. Такие данные могут быть интересны сторонним компаниям для «обогащения» их собственной аналитики, считает Хереш.
По собственным данным Exodrive, сейчас его платформу используют в том числе страховая компания «Югория», фармкомпания Materia Medica, маркетплейс Lamoda и Екатеринбургский завод цветных металлов. Последний перевозит опасную и дорогостоящую химию, поэтому заинтересован в высоком скоринговом балле водителей, объясняют в стартапе. Exodrive зарабатывает на ежемесячной плате клиентов за использование. К платформе подключено несколько тысяч транспортных средств, говорит Хереш. Он уверен, что продукты Exodrive также могут заинтересовать корпоративные автопарки, каршеринговые и такси-сервисы, лизинговые компании и компании, связанные с пассажирскими перевозками.
Exodrive не единственный производитель систем скоринга водителей: например, российская компания Raxel Telematics запустила такую систему еще в середине 2010-х. Однако Хереш утверждает, что основной проблемой ранних проектов в этой нише была неточность модели анализа. Поэтому подобные решения не оценили страховые компании, говорит он. В «Тинькофф Страховании» Forbes рассказали, что ранее тестировали транспортную телематику (название сервиса в компании не раскрыли), однако не увидели влияния на вероятность наступления страхового события. О том, что на решения по скорингу водителей был бум, но они так и не получили массового распространения, говорит и сооснователь сервиса для работы страховых агентов Inssmart Денис Мишин.
Свои решения в этой области есть и у каршеринговых сервисов. Так, например, «Яндекс.Драйв» создал в своем приложении раздел «Профиль вождения» в июне 2021 года, а в мае 2022-го обновил его, рассказали Forbes в компании. Сервис тоже анализирует стиль вождения и для этого устанавливает в машины телематику. Алгоритм «Яндекс.Драйва» учитывает резкое вождение, превышение скорости и другие факторы, влияющие на безопасность, и по ним формирует индивидуальный рейтинг каждого пользователя.
Хереш уверяет, что преимущество его сервиса перед другими в том, что он анализирует параметры вождения, используя большой массив данных. В «Яндекс.Драйве» утверждают, что тоже обучили свою систему на собственной базе данных о вождении пользователей за два с половиной года. Однако Хереш говорит, что база данных у «Яндекс.Драйва» и других каршеринговых сервисов пока мала. В «Яндекс.Драйве» не раскрыли километраж, на котором обучили систему.
Для Softline текущая сделка — логичное продолжение развития направления интеллектуальных транспортных систем, говорит глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. По ее словам, компания ранее разработала платформу автоматизированного управления дорожным движением Traffic-SL — в 2018 году она была установлена для управления дорожным движением на одной из магистралей Новосибирска. Кроме того, в 2021 году Softline инвестировал в T-1 Group, поставщика телематических решений и навигационных технологий для бизнеса и государства, говорит Волотовская. Она обращает внимание на то, что решения Exodrive находятся на стыке технологий интернета вещей и страхования. Спрос на такие технологии в ближайшие годы будет расти за счет увеличения применения телематических устройств в транспортном и автомобильном секторах, прогнозирует она.
Ассоциат фонда Leta Capital Александр Земляк верит в перспективы систем предотвращения ДТП. Он считает этот сегмент частью общего тренда на внедрение компьютерного зрения, технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, а также индустрией, которая показывает рост вместе с увеличивающейся популярностью автопилотов. При этом самыми перспективными компаниями в этой сфере, по его мнению, будут те, кто, помимо данных телематики, будет с помощью камер видеонаблюдения анализировать состояние водителя, в том числе его мимику, положение головы и рук. Хереш говорит, что Exodrive не планирует использовать видеокамеры, так как это решение дорогое, а стартап делает массовый продукт.