ООО «Хайв» инвестировало в российский стартап Briskly за 10,15% компании, сообщили Forbes в стартапе и подтвердили в билайне. В раунде приняли участие два текущих акционера компании — Илья Рыбалкин и Максим Полетаев. По итогам раунда доля Рыбалкина выросла с 11,15% до 11,4%, а у Полетаева незначительно сократилась, с 38,7% до 36,4%, следует из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сумму сделки стороны не раскрывают. По словам источника, знакомого с ее условиями, она составила $1,7 млн.
Основанная в 2018 году компания разрабатывает оборудование и программное обеспечение для продуктовых магазинов с услугой самообслуживания. Ключевые разработки стартапа — умные холодильники, оборудованные электронными замками, камерами и платежными системами, а также приложение B-Pay. С его помощью можно сканировать и оплачивать товары через смартфон, чтобы избежать очередей на кассе. По итогам нового инвестиционного раунда общий объем финансирования предприятия превысил 700 млн рублей ($7 млн). Ранее основатель Briskly Глеб Харитонов сообщал о $5,5 млн привлеченных инвестиций.
По словам Харитонова, ООО «Хайв», помимо финансовой поддержки, предоставит доступ «к управленческой экспертизе, контактам и нетворкингу». «Это позволит нам укрепить позиции на рынке, быстрее развивать технологию и запустить новые виды оборудования», — добавил он. Так, в этом году команда намерена запустить серийное производство автономных кофемашин, управляемых через приложение B-Pay. Продажи планируется начать осенью 2024 года, а зимой — выпустить обновленную модель с функцией кассового аппарата. Это позволит покупателям оборудования Briskly создавать кофейни самообслуживания. По словам предпринимателя, сейчас его продукция стоит в 1000 локаций, в 200–300 из них, кроме холодильников, есть кофемашины. Но владельцы точек используют стороннее оборудование.
Часть привлеченных в текущем раунде инвестиций команда направит на развитие B-Pay, а также на закупку промышленного оборудования для производства холодильников, рассказал Харитонов. Это позволит нарастить количество выпускаемой Briskly продукции и, как следствие, выручку бизнеса, добавил он: «Мы хотим выскочить за миллиард выручки в следующем году». По итогам прошлого года выручка ООО «Брискли» составила 231 млн рублей, следует из данных СПАРК.
По словам генерального директора ООО «Хайв» Николая Евченко, структура давно следит за Briskly: «Нас заинтересовала комбинация программного обеспечения для розничного потребителя с активно растущими метриками его использования. Такое сочетание позволит увеличивать количество малых предпринимателей и реальное производство конкурентоспособного высокотехнологичного оборудования».
Рынок микромаркетов — конкурентный, отмечал в разговоре с Forbes создатель закрывшейся сети автоматов с готовой едой Healthy Food (сейчас работает под брендом FavorEat) Дмитрий Пронин. По его подсчетам, в нем развивается не менее 20 компаний. Среди них — поставщик вендинговых автоматов «Ювенко» Бориса Белоцерковского, проект «Кухни на районе» «Холодос» и др. Ключевым преимуществом стартапа он называл собственный завод в Выборге, купленный в 2021 году у обанкротившейся финской фабрики Linnafrost.
Руководитель сети киосков с готовой едой Selfkiosk (принадлежит группе компаний «Ювенко») Натан Белоцерковский называет Briskly «однозначно самым крупным» игроком на рынке умных холодильников в России. Но само направление считает бесперспективным. «Это очень сложный бизнес», — отмечает предприниматель в разговоре с Forbes. По его словам, умные холодильники приносят в полтора раза больше выручки, чем вендинговые аппараты, но проигрывают последним с точки зрения операционных затрат. К ним относятся логистика, хранение товаров и пр. Микромаркеты обычно наполняются готовой едой — салатами, супами. А это скоропортящаяся продукция, ее нужно чаще обновлять. Чтобы минимизировать процент списаний, требуется аналитическое решение, которое бы четко прогнозировало загрузку холодильников. Но и оно не всегда спасает. По оценкам совладельца вендинговой компании VendBrands Сергея Каменецкого, процент списаний может доходить до 15%. «Это рынок не для слабонервных», — добавляет он.
Белоцерковский называет спрос на микромаркеты не более чем трендом. По мере его затухания выручка Briskly будет постепенно снижаться. Поэтому выход компании в бурно растущий сегмент автономных кофемашин он считает правильным шагом. По его наблюдениям, спрос на аппараты растет последние три года за счет динамичного развития рынка кофепоинтов (кофеен самообслуживания). Рост сегмента Белоцерковский объясняет низким порогом входа для предпринимателей. Для запуска корнера достаточно 420 000 рублей, из которых 400 000 рублей пойдут на покупку кофемашины, а 20 000 рублей — на мебель. Туда же можно установить микромаркет с готовой едой.
Каменецкий также видит перспективу в развитии точек с микромаркетами и кофемашинами. Но только если Briskly будет доставлять аппараты в локации, где уже стоит оборудование стартапа. Привлечь предпринимателей за пределами текущих клиентов компании будет сложно, считает собеседник Forbes, так как рынок производителей кофемашин — высококонкурентный: «Это алый океан». Ему отчасти вторит Белоцерковский. По его наблюдениям, еще три года назад в этой нише были представлены в основном российские и итальянские производители. Последние остаются лидерами, но их постепенно оттесняют китайские бренды. «Конкуренция действительно растет, но в нише все еще есть место для новых игроков», — заключает он.