22 сентября 2009 года Президент Удмуртской Республики Александр Волков обратился в Счетную палату РФ с письмом о дальнейшей судьбе попавшего в кризисную ситуацию ОАО «ИжАвто». Об этом говорится в пресс-релизе Счётной палаты Российской Федерации. Одним из наиболее вероятных выходов предприятия из кризисного состояния и продолжения его работы называлось вхождение в состав создаваемого Госкорпорацией «Ростехнологии» холдинга «Росавто». Счетная палата полагает, что это возможно осуществить путем имущественного взноса Российской Федерации в уставной капитал ОАО «ИжАвто» или выкупа акций у акционеров предприятия.
С учетом того, что ОАО «ИжАвто» является одним из системообразующих предприятий Удмуртской Республики и в целях снижения социальной напряженности в регионе Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин обратился к Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину с предложением поручить госкорпорации «Ростехнологии» рассмотреть вопрос вхождения ОАО «ИжАвто» в холдинг «Росавто».
Напомним, что 31 июля с.г. по итогам проверки «ИжАвто» Счётная палата проинформировала Правительство России о том, что начиная с с III квартала 2008 года, деятельность ижевского автопроизводителя стала убыточной. В мае 2009 года было остановлено основное производство и объявлено о сокращении штатной численности. В ответ на информацию Счётной палаты Минпромторг России подготовил письмо, в котором сообщалось, что, учитывая отсутствие в собственности Российской Федерации акций предприятия, предложение по усилению государственного влияния на деятельность ОАО «ИжАвто» не может быть реализовано. Вопросы же развития предприятия относятся исключительно к компетенции собственников ОАО «ИжАвто» и должны решаться исходя из стратегии предприятия.
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов.
В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.