По данным газеты «Коммерсант», создать центр малотоннажной химии (ЦМХ) предложил гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов в письме президенту Владимиру Путину в апреле этого года.
Глава госкорпорации просил одобрить передачу "Ростеху" четырех профильных государственных институтов и предприятий: Российского научного центра "Прикладная химия" (Санкт-Петербург), ФГУП "Научно-исследовательский институт полимеров им. В. А. Каргина" (Нижний Новгород), ОАО "Институт пластмасс им. Г. С. Петрова" (Москва) и ФКП "Завод им. Я. М. Свердлова" (Дзержинск).
Схема подразумевала преобразование четырех предприятий в акционерные общества с последующей передачей их акций "Ростеху" в качестве имущественного взноса РФ. Владимир Путин эту идею поддержал, поручив правительству оказать "Ростеху" необходимое содействие.
Письмо было перенаправлено вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему химическую промышленность. Он распорядился проработать вопрос передачи активов "Ростеху" в Минэкономики, Минобрнауки, Минпромторге и Минфине и по итогам обсуждения у ведомств вопросов не возникло.
Однако в ситуацию вмешался вице-премьер Дмитрий Рогозин. Копия письма Сергея Чемезова попала к нему из-за того, что Завод им. Свердлова является базовым предприятием в производстве боеприпасов, за которое отвечает господин Рогозин. Вскоре целесообразность предложения господина Чемезова рассмотрела коллегия Военно-промышленной комиссии.
По словам источника в правительстве, передача трех гражданских химических предприятий "Ростеху" нареканий у вице-премьера не вызвала: компетенции перечисленных в письме институтов были нужны госкорпорации для полноценного развития ЦМХ, а институт "Прикладная химия" находился в критическом состоянии и нуждался в срочной финансовой поддержке. Госкорпорация же была готова выделить на эти цели около 150 млн руб. из своих средств.
Однако передачу "Ростеху" Завода им. Свердлова Дмитрий Рогозин не поддержал. Причин для этого было несколько, утверждает федеральный чиновник, присутствовавший на заседании коллегии.
Во-первых, предприятие имеет внушительный военный госзаказ, поскольку является единственным в России производителем октогена (основной компонент твердого ракетного топлива, в том числе в космической отрасли и в боевых частях всех основных видов ракет) и гексогена (используется для получения взрывчатых составов, применяемых для снаряжения боеприпасов и управляемых авиационных бомб).
Во-вторых, по объемам реально отгруженной продукции Завод им. Свердлова может спокойно конкурировать со всеми предприятиями, входящими в "РТ-Химкомпозит".
"Предприятие крепкое, технологии отработаны — отдавать госкорпорации монопольного производителя взрывчатых веществ, не нуждающегося в оздоровлении, было признано нецелесообразным,— подчеркнул федеральный чиновник. — Правительство поручило профильным ведомствам проработать вопросы кооперации предприятий в контексте реформы всей отрасли спецхимии".
По итогам совещания Дмитрий Рогозин изложил свое видение ситуации с заводом Владимиру Путину, который согласился повременить с его передачей "Ростеху", а также премьеру Дмитрию Медведеву. Последний распорядился провести отдельное совещание с его участием по вопросам развития спецхимии и боеприпасной отрасли. Оно состоится после того, как профильные ведомства и предприятия подготовят свои предложения.
В "РТ-Химкомпозите" подтвердили, что стратегия холдинга предусматривает создание ЦМХ. "Мы рассчитываем, что помимо научных центров (Институт пластмасс им. Петрова и Институт полимеров им. Каргина) в состав центра станет возможным включение не только Завода им. Свердлова, но и Бийского олеумного завода",— сообщили в холдинге, добавив, что на этих площадках планируется разместить серийное производство продукции малотоннажной химии.