Бизнесмен Виталий Юсуфов может продать свою немецкую судостроительную компанию Nordic Yards, в которую входят три верфи. По данным немецких СМИ, Nordic Yards интересна малайзийской корпорации Genting, которая уже купила верфь в Германии и планирует разместить там крупный заказ на круизные суда.
По данным источников "Коммерсанта", окончательного решения о продаже Nordic Yards не принято. Виталий Юсуфов покупал верфи, в том числе под российские заказы, которые на фоне импортозамещения и обострения отношений с Западом стало очень сложно получить.
О том, что оператор круизных судов Genting Hong Kong (входит в малайзийскую Genting Group) интересуется покупкой судостроительной группы Nordic Yards Виталия Юсуфова, сообщила немецкая газета Leipziger Volkszeitung.
По данным издания, Genting в начале года уже приобрела 100% немецкой верфи Lloyd-Werft, расположенной в городе Бремерхафене недалеко от Бремена, и планирует разместить в Германии заказы на четыре морских и четыре речных круизных корабля. Три верфи, входящие в Nordic Yards, могли бы стать дополнительными производственными площадками для этого проекта.
Leipziger Volkszeitung отмечает, что в конце января--начале февраля Genting уже зарегистрировала юрлица Star Cruises Wismar Operations GmbH и Star Cruises Wismar Property GmbH в Висмаре, где расположена одна из верфей Nordic Yards. Аналогичные структуры Genting уже созданы в Ростоке-Варнемюнде и Штральзунде, где находятся еще две верфи Nordic Yards. Их гендиректором является Иоахим Хагеманн, который так же возглавляет Lloyd-Werft.
Газета "Коммерсант" напоминает, что Виталий Юсуфов купил две находящиеся на грани банкротства верфи в Ростоке-Варнемюнде и Висмаре в 2009 году за €40,5 млн. Они специализируются на строительстве ледоколов, танкеров, паромов и платформ для шельфа.
В 2014 году Nordic Yards приобрела еще одну верфь в Штральзунде (земля Мекленбург – Передняя Померания) — Volkswerft Stralsund. В периметр сделки вошел лишь ее имущественный комплекс, что позволило Nordic Yards получить актив, очищенный от долгов.
Сумма сделки не раскрывалась, но источники "Коммерсанта" рассказывали, что на первом этапе Nordic придется вложить в модернизацию и сохранение рабочих мест €55 млн, а до 2017 года — вплоть до €100 млн.
Volkswerft была интересна Nordic Yards из-за компетенций по строительству офшорной техники, рыбопромысловых судов, а также кооперации с другими активами компании при строительстве морских энергетических платформ.
По данным газеты "Ведомости", в портфеле заказов Nordic Yards – энергетические преобразовательные платформы для Siemens Energy и французской Alstom, два ледокольно-спасательных судна для Росморречфлота (были сданы заказчику в 2015 г.).
Сейчас в портфеле Nordic Yards нет российских заказов, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
В августе 2013 г. Объединенная судостроительная компания (ОСК) заключила контракт на строительство жилого блока надстройки для российского ледокола ЛК-25 «Виктор Черномырдин», однако из-за курсовых разниц контракт через два года был расторгнут, напоминает он.
По этой же причине в краткосрочной перспективе ОСК не планирует привлекать Nordic Yards на субподрядные работы, отмечает президент ОСК Алексей Рахманов. Финансовые показатели компании не раскрываются. Nordic находится с затруднительном положении из-за отсутствия заказов.
Источник газеты «Ведомости», знакомый с топ-менеджментом Nordic Yards, сообщил что речь не идет о продаже 100% в компании.
Однако, директор по развитию «ПортНьюс» Надежда Малышева уверена, что Юсуфов намерен полностью выйти из судостроительного бизнеса: «Для него это было выгодной, но временной инвестицией, от которой при сложившейся конъюнктуре выгоднее избавиться».
Nordic Yards была ориентирована на российские заказы, но девальвация рубля, усиление ОСК, cанкции, а также замедление развития шельфовых проектов не позволяют рассчитывать на загрузку мощностей российскими заказами, заключает она.