Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 856,84  (+65,49%)
4 517,30  (+164,88%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Владельцы «ЕлАЗ-Капитала» поделят между собой автозавод

Приватизацию ОАО «Производственное объединение „ЕлАЗ“», начатую в середине 2007 года, когда правительство Татарстана вложило 100% акций предприятия в уставный капитал новоявленной инвестиционной компании «ЕлАЗ-Капитал», можно считать завершенной. Теперь она ликвидируется путем присоединения к ЕлАЗу, и ее собственники будут владеть автозаводом напрямую.

По подсчетам „Ъ“, доходы Татарстана от приватизации ЕлАЗа составили 265 млн руб. Акционеры «ЕлАЗ-Капитала» только в виде дивидендов за 9 лет получили более 228,1 млн рублей.

Акционеры ОАО «ИК „ЕлАЗ-Капитал“» на собрании 22 декабря 2015 года решили ликвидировать компанию, присоединив ее к ОАО «ПО „ЕлАЗ“», которым та владеет на 100%. Больших хлопот реорганизация, судя по отчетности ИК «ЕлАЗ-Капитал», не влечет.

Компания располагается на площадях ЕлАЗа, арендуя у него офис вместе с оргтехникой. Коллектив компании также явно небольшой — все ее годовые расходы не превышают 1,5 млн рублей в год.

Впрочем то, чем занималась ИК, большого штата не требует — почти все доходы она получала от владения 100% акций автозавода: в 2012 году они составили 61,9 млн рублей, в 2013-м — 80 млн рублей, в 2014-м — 141,9 млн рублей.

ОАО «ИК „ЕлАЗ-Капитал“» было зарегистрировано 10 октября 2007 года с уставным капиталом 662,5 млн руб.

Акционеры в начале 2015 года — ООО «Инвестиционная промышленная компания» (37,99%), ООО «Булак инвестмент» (Казань, 25,01%) Scelissel Trading Limited (Кипр, 25,01%), Равиль Зарипов (11,99%).

Основным видом финансово-хозяйственной деятельности Общества являются инвестиции в промышленность путем предоставления займов промышленным предприятиям.

Доходы компании в 2014 году превысили 143,1 млн рублей, в том числе дивиденды от ЕлАЗа — 141,9 млн рублей. Расходы составили 1 млн рублей. Чистая прибыль — 142,09 млн рублей.

ОАО «ПО „ЕлАЗ“» специализируется на выпуске автомобильной спецтехники и оборудования для нефтегазовых отраслей промышленности, выпускает комплектующие и запчасти к автомобилям «КамАЗ», а также нестандартизированное оборудование и оснастку для машиностроительных предприятий, производит колесные тракторы «Беларус» в кооперации с Минским тракторным заводом.

Выручка за 2014 год составила 3,8 млрд рублей, чистая прибыль — 105,9 млн рублей.

Напомним, что 100% акций ЕлАЗа ИК «ЕлАЗ-Капитал» получила сразу после своего создания. Рустам Минниханов, возглавлявший тогда правительство Татарстана, 18 июня 2007 года подписал постановление о внесении всех принадлежащих республике 129 млн 13 тыс. 344 акций (100% уставного капитала) ОАО «ПО „ЕлАЗ“» в уставный капитал ОАО «Инвестиционная компания „ЕлАЗ-Капитал“». Взамен республика получила 40% акций ИК.

Через год — в июне 2008 года — республика продала этот пакет на аукционе за 265,1 млн рублей в пользу ООО «Инвестиционная промышленная компания», принадлежащего Айдару Гафурову, владельцу группы «Делфо» (один из крупнейших автодилеров в Татарстане). Таким образом, выручка Татарстана от приватизации ЕлАЗа едва превысила 265 млн рублей.

Официально продажа ЕлАЗу безвестной ИК объяснялась задачей привлечения инвестиций на автозавод.

Когда в декабре 2004 года коллегия Министерства земельных и имущественных отношений (МЗИО) Татарстана решила акционировать ЕлАЗ, предполагалось, что республика уступит часть акций предприятия его будущему стратегическому партнеру — тогда руководство компании вело активные переговоры об организации сборки иномарок, в том числе с южнокорейской Hyundai, а позднее — с американо-германским концерном Daimler Chrysler AG. Но сделки не состоялись.

Достижения же «ЕлАЗ-Капитала» в области привлечения инвестиций оказались весьма скромными — за все годы, как посчитал „Ъ“, компания предоставила займов ЕлАЗу лишь на 2,2 млрд рублей.

«ЕлАЗ-Капитал», согласно отчетности компании, в первые годы не приносил дивидендов ее акционерам. Зато потом они начислили себе в общей сложности более 228,1 млн рублей (144,9 млн за 2013 год и 83,25 млн рублей за 2014-й) — почти весь доход, полученный от владения ЕлАЗом.

Кроме того, «ЕлАЗ-Капитал» выкупал у своих акционеров собственные акции, в результате чего уставный капитал компании сократился в разы — с 662,5 млн (в 2008 году) до 185 млн (в 2015). Например, согласно документам, в апреле 2010 года инвестиционная компания выкупила у «Инвестиционной промышленной компании» пакет из 12,74% акций за 84,4 млн рублей.

А бывший генеральный директор ЕлАЗа Равиль Зарипов, который в 2009 году вошел в правительство Татарстана (в ноябре 2015 года оставил кресло министра торговли и промышленности республики и стал помощником президента Минниханова), по итогам декларационной кампании 2012 года оказался самым богатым вице-премьером в Татарстане, заявив 16,63 млн руб. дохода, в том числе от продажи акций.

Равиль Зарипов, на начало прошлого года владевший 11,99% акций «ЕлаАЗ-Капитала», комментируя „Ъ“ реорганизацию инвестиционной компании, сказал, что она ликвидируется, поскольку «свои задачи выполнила».