По данным информационного агентства «Интерфакс», газеты «Ведомости» и издания о высоких технологиях Cnews, Игорь Ротенберг и Андрей Шипелов приобрели по 45% в ООО "Национальные телематические системы" (НТС) у Алексея Нащекина, следует из данных системы "СПАРК-Интерфакс".
Продавец долей - основатель НТС Алексей Нащекин – IT-соавтор «Платона» и бывший вице-президент «Ростелекома». В госоператоре он разрабатывал инфраструктуру электронного правительства. За собой Нащекин сохранил 10% НТС.
Представитель И. Ротенберга подтвердил факт приобретения, не уточнив сумму сделки. По его словам, оборот группы НТС - около 5 млрд. руб. в год, чистая прибыль за 2016 г. – 291,4 млн. руб., входящие в нее компании разрабатывают комплексные интеллектуальные транспортные системы, системы спутниковой навигации, радиочастотной идентификации, автоматического весогабаритного контроля и другие телематические системы.
У группы НТС, помимо разработки ПО, есть собственное микроэлектронное производство, инжиниринговый центр и сервис-провайдер.
Инвестиция в НТС – личное вложение бизнесмена, рассказал представитель Ротенберга.
НТС была основана Нащекиным в апреле 2015 г. Доля основателя составляла 99%. Основным проектом НТС является создание платформы «Ломоносов» для управления «умной» дорогой, то есть единого центра, который контролирует оплату проезда грузовыми автомобилями, распределение мест на парковках, дорожный трафик, светофоры, идентификацию транспортных средств, реагирование на ДТП и страхование автомобилей.
Но у НТС есть и другие начинания. В июне 2016 г. на IT-конференции в Сочи Нащекин рассказал о разработке под названием «Лев Толстой». Этот искусственный интеллект, который собирает информацию из интернета (социальные сети, блоги и другие веб-сайты), анализирует большие данные и предсказывает угрозы.
Сейчас компания, по словам представителя Ротенберга, будет заниматься новыми высокомаржинальными проектами, поэтому акционеры надеются на прибыль. Новые акционеры войдут в совет директоров, а Нащекин останется управляющим партнером, уточнил представитель Ротенберга.
В проекты НТС новые акционеры намерены вложить до 10 млрд. руб. При этом сами проекты представитель Ротенберга не раскрыл: «в фокусе – разработка и продвижение на глобальные рынки опережающих технологических решений».
НТС также имеет девять дочерних предприятий. В их число входит «Казань-Телематика», выручка которой в 2016 г. достигла 1,8 млрд руб., при этом чистая прибыль составила 475 млн руб.
Еще одно дочернее предприятие «Сервис-Телематика» в 2016 г. получило 654 млн. руб. выручки и 199,6 млн. руб. чистой прибыли. В 2017 г. компания выиграла пять госконтрактов с «Транстелекомом» общей стоимостью 650 млн. руб. В частности, за 322 млн. руб. она согласилась выполнить работы по созданию программно-аппаратного комплекса «Единого информационно-сервисного центра».
Ротенберг и Шипелов также являются партнерами ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), которое выступает оператором ИТ-системы «Платон». Система «Платон» взимает плату за вред, причиненный федеральным трассам, с машин весом свыше 12 тонн.
Первоначально предполагалось, что оператора системы госзаказчик выберет на конкурсной основе. Соответствующий тендер куратор проекта «Росавтодор» объявил в сентябре 2013 г.
Однако летом 2014 г. конкурс был отменен, и Правительство назначило РТИТС оператором взимания платы с грузовиков, установив также финансирование проекта из бюджета на уровне 10,6 млрд. руб. ежегодно в течение 13 лет. Это сделало «Платон» одним из крупнейших гражданских ИТ-проектов современной России.
В сентябре 2014 г. РТИТС подписала с «Росавтодором» соответствующее концессионное соглашение. Как можно было заключить со слов руководителя «Росавтодора» Романа Старовойта, при принятии решения в пользу этого оператора решающее значение имел авторитет одного из его главных учредителей — «Ростеха».
«Это государственная корпорация, включающая в себя наиболее крупные предприятия РФ, — рассказывал Старовойт. — Плюс решается вопрос импортозамещения, вопрос безопасности передачи и обработки информации и т. д.».
Согласно базе данных сервиса Seldon.basis, при образовании РТИТС 24 июля 2014 г. чуть более 50% в ней как раз и принадлежали «Ростеху», а оставшаяся доля — компании «РТ-Инвест».
Последняя, в свою очередь на 25,01% принадлежит также «Ростеху», а на 74,99% управляющей компании «Царицын капитал», владение которой приписывается гендиректору «РТ-Инвест» Андрею Шипелову и его тестю Вадиму Агафонову.
В начале ноября 2014 г. «Ростех» снизил долю своего прямого участия до 25%, а затем и вовсе самоустранился. В настоящий момент 50% РТИТС принадлежит «РТ-Инвест», а другие 50% в два присеста перешли сыну известного бизнесмена Аркадия Ротенберга — Игорю.
Таким образом, за короткий срок существования компании, доля в ней «Ростеха», чьим именем оператор получил в свое распоряжение многомиллиардный проект, снизилась с примерно 62,5% до 12,5%.
Алексей Нащекин также имеет отношение к РТИТС — с 2014 г. он работал советником в «РТ-Инвест», отвечая за технологическое развитие «Платона».
До этого - с 2010 по 2013 годы Нащекин занимал пост вице-президента по инновационному развитию «Ростелекома», где курировал проект создания электронного правительства и портала госуслуг. Ещё ранее он работал в системном интеграторе "Энвижн Груп"
Проект государственно-частного партнерства по созданию информационной системы «Платон» стартовал в сентябре 2013 г. Сама система заработала в ноябре 2015 г.
«Платон» взимает с владельцев транспортных средств, масса которых превышает 12 тонн, плату за ущерб, наносимый этими автомобилями федеральным трассам.
Сбор платы осуществляется за передвижение по 50,8 тыс. км федеральных автомобильных дорог. «Платон» работает на основе инфраструктуры ГЛОНАСС и GPS.
В системе зарегистрировано более 850 тыс. владельцев большегрузов. С апреля 2017 г. тариф за прохождение одного километра федеральной трассы составляет 1,9 руб. По состоянию на май 2017 г. поступления в «Платон» с момента запуска системы составили 25,1 млрд. руб.