Структура IT-холдинга «Ланит» Георгия Генса продает 15 магазинов re:Store в Германии немецкой Freenet Group. Продажи телефонов в европейских магазинах в этом году могут вырасти примерно на 7% — в холдинге считают, что этого недостаточно.
Продавцом магазинов, специализирующихся на продукции Apple, стала Inventive Retail Group (IRG; входит в «Ланит»), а покупателем — немецкий телекоммуникационный холдинг Freenet Group (через свою дочернюю компанию Mobilcom владеет розничной сетью и интернет-магазином Mobilcom Debitel; на конец 2013 года его сеть насчитывала 533 магазина). Об этом рассказал топ-менеджер крупной российской торговой компании. Информацию подтвердили гендиректор IRG Тихон Смыков и представитель Freenet.
Сделка идет с февраля 2014 года и будет закрыта в ближайшее время, уточнил Смыков. Сумму сделки он не сообщил, но отметил, что «цена была выгодной для продавца». По оценке гендиректора компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, исходя из того что все площади под магазины были арендованы, германский бизнес re:Store мог стоить около 20 млн долл. Представитель Freenet добавил, что теперь магазины будут работать под брендом Gravis.
Inventive Retail Group была основана в 2005 году (изначально компания называлась «Премиальные сети»). Сейчас она развивает сети магазинов re:Store, Lego, Sony Center, Samsung, Prenatal, Nike и UNOde50. По данным компании, на 1 июля 2014 года общее количество магазинов группы насчитывало 255 в 35 городах Россия и зарубежья. Компания входит в состав холдинга «Ланит» Георгия Генса, которому также принадлежит 20% банка «Российский кредит». По оценке журнала Forbes, личное состояние Генса в 2014 году достигло 950 млн долл. (114-е место в спиcке богатейших людей России).
IRG развивала re:Store за рубежом с 2008 года. Сначала компания открыла свои магазины в Германии, а в 2009 году купила магазины в Норвегии и Дании у местной розничной сети Humac. Сейчас в Норвегии и Дании у ретейлера 20 торговых точек. На зарубежные магазины в 2013 году пришлось около 30% выручки Inventive Retail Group, только на немецкие точки — 13%.
По данным компании, розничные продажи группы в России и Европе в 2013 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 10,8%, до 703,6 млн долл. с НДС. То есть выручка немецких магазинов составляла около 90 млн долл.
Как объясняет Смыков, выход из германского бизнеса связан со сосредоточением работы группы на работе в России и медленным ростом рынка в Западной Европе. «Российский рынок в отличие от рынка западноевропейских стран находится в стадии роста и перехода к более современной структуре, и за счет этого нашей компании удается поддерживать существенные темпы роста здесь», — говорит Смыков.
Впрочем, по данным Euromonitor, рынок бытовой электроники в Германии показывает рост в стоимостном выражении. Так, по данным исследователей, объем местного рынка компьютерной техники в 2013 году достигал 6,2 млрд евро, прогноз на конец 2014-го — 6,3 млрд евро (рост примерно на 2%); рынок мобильных телефонов — это 8,3 млрд и 8,9 млрд евро соответственно (рост приблизительно на 7%).
По словам Смыкова, бизнес в Дании и Норвегии находится «в лучшей форме, чем в Германии, за счет особенностей рынка скандинавских стран». Но группа планирует провести реструктуризацию этих активов: если они перестанут приносить прибыль, то будут также проданы.