По данным газеты «Ведомости», иноритарный акционер издателя журнала L’Officiel Владимир Помукчинский подал иск в Московский арбитражный суд к Ольге Бурме, следует из картотеки арбитражных дел.
По данным «СПАРК-Интерфакса», Бурма владеет 80% ООО «Лез Эдисьон Жалю Рюсси», издающего L’Officiel в России, у Помукчинского – 10%, еще 10% – у французской Les Editions Jalou (владелец бренда L’Officiel).
Ранее Помукчинский самостоятельно издавал L’Officiel и владел 100% ООО «Лез Эдисьон Жалю Рюсси». Но летом 2014 г. он продал 80% этого ООО Бурме.
В своем иске Помукчинский сообщает, что Бурма – номинальный владелец ООО, а владеет компанией основатель издательского дома ACMG Александр Федотов. Это подтверждается информацией, опубликованной на сайте самого ACMG: ИД издает журнал L’Officiel, а также Forbes, SNC, GEO и др.
Помукчинский утверждает, что Федотов приобрел у него 80% издателя L’Officiel под влиянием обмана и просит суд признать эту сделку недействительной. Это позволит ему вернуть долю в компании, уточняет представитель истца. 4 апреля 2017 года состоялось первое заседание по этому иску, по существу дело будет рассмотрено 16 мая, сообщил судья.
Представитель Помукчинского так описывает суть конфликта. Три года назад Федотов пообещал Помукчинскому выплатить 1,5 млн евро, но компания была оформлена на партнера Федотова – Бурму.
Стороны договорились, что в договоре купли-продажи укажут номинальную цену за актив: она составила 40 000 руб. Остальную сумму Федотов пообещал заплатить позднее, утверждает представитель Помукчинского.
Но договоренность не была устной: партнеры прописали условия сделки в протоколе о намерениях, продолжает представитель Помукчинского. Он утверждает, что такую схему предложил Федотов, а Помукчинский с ней согласился:
«Причин не доверять Федотову у Помукчинского не было – до этого он уже оформлял сделку по продаже 100% издателя Numero на дочь Федотова, и по ней Федотов полностью рассчитался с покупателем», – говорит он.
Но в результате Федотов обманул истца, склонив его к сделке с Бурмой, и исполнять свои обязательства по выплате реальной суммы не собирался, утверждает представитель Помукчинского.
Пресс-секретарь ACMG Оксана Менейлюк сказала, что представляет интересы и Федотова, и Бурмы. «Сделка проведена, насколько нам известно, и закрыта», – добавила она.
Это уже не первая попытка Помукчинского оспорить сделку по продаже доли в L’Officiel. В декабре 2015 г. он пытался признать договор купли-продажи доли в «Лез Эдисьон Жалю Рюсси» притворным и требовал выплатить ему реальную стоимость доли в 1,5 млн евро.
Но суд встал на сторону Федотова, решив, что истец не смог доказать притворность сделки. Позицию Федотова поддержали апелляционный и кассационный суд.
Во время предыдущих судебных споров представители Федотова заявляли, что сразу после совершения сделки Федотов потерял интерес и к ней, и к самому журналу, а Бурма не только номинальный, но и фактический владелец доли в компании, говорит представитель Помукчинского.
На заседании суда 04.04.2017 г. представитель Помукчинского настаивал, что сделка была совершена именно в интересах Федотова. «Федотов в СМИ на протяжении нескольких лет позиционирует себя как владелец журнала, – говорит он. – Это говорит о том, что он был заинтересован в том, чтобы заключить эту сделку».
Бурма и Федотов вместе являются учредителями ООО «Жалю медиа груп» – издателя двух других журналов под брендом L’Officiel – L’Officiel Hommes и L’Officiel Voyage.
Представитель Помукчинского утверждает, что Бурма знала о реальной сумме сделки (1,5 млн евро): через месяц она заключила с Помукчинским договор о покупке оставшихся у него 10% ООО «Лез Эдисьон Жалю Рюсси» по реальной стоимости – 250 000 евро.
L’Officiel – французский журнал для женщин. В России он издается с 1998 г. До 2010 г. главным редактором журнала была Эвелина Хромченко, в конце 2014 г. им стала Ксения Собчак.
По данным Mediascope (бывшая TNS), аудитория журнала в период с сентября 2016 г. по февраль 2017 г. составила 133 400 человек в России, 45 500 в Москве и 4 700 в Санкт-Петербурге.
Судебных дел, в которых бизнесмены пытаются доказать, что сделки по продаже медийных активов были совершены под влиянием обмана, практически нет, говорит главный юрист ИД «Коммерсантъ» Георгий Иванов.
И доказать истцу, что при заключении сделки был совершен обман, будет сложно: протокол о намерениях не рассматривается судом как сделка, а только как документ, в котором стороны прописали условия, на которых они собираются в будущем заключить сделку.
Если сделка прошла на других условиях, чем было указано в протоколе, в суде не рассматривают протокол как основную сделку, говорит юрист.