По данным газеты «Коммерсант», высокий суд Лондона удовлетворил просьбу «Интерроса» Владимира Потанина (владеет около 34% акций «Норникеля») и Crispian Investments Романа Абрамовича и Александра Абрамова (6,37% ГМК) об апелляции на решение суда, отказавшего компаниям в сделке с акциями «Норникеля» по иску «Русала» Олега Дерипаски (27,8% ГМК).
Об этом “Ъ” заявил представитель «Интерроса», уточнив, что подать апелляционную жалобу стороны должны спустя 21 день после получения судебного постановления (возможную аргументацию пока не раскрывают).
«Я не большой любитель судиться, честно говоря, поэтому нужно понять, насколько в решении затронуты наши фундаментальные интересы, оно же фактически интерпретирует акционерное соглашение»,— говорил в интервью “Ъ” в октябре Владимир Потанин.
Но, в частности, решение суда развернуло сделку по выкупу «Интерросом» 2,1% ГМК у Crispian за $772,3 млн. На 27 ноября 2,1% «Норникеля» стоили на бирже около $636 млн.
В Invest AG и «Русале» Александра Абрамова не комментируют планы по апелляции, представитель Millhouse Романа Абрамовича пока не ответил “Ъ”.
Напомним, что Crispian в феврале сделала оферту «Русалу» и Whiteleave Holdings, входящей в «Интеррос», с предложением 3,99% акций «Норникеля» за $1,47 млрд после того, как получила предложение продать акции ГМК от другой структуры «Интерроса» — Bonico Holdings.
У Whiteleave и «Русала» по соглашению акционеров «Норникеля» есть преимущественное право выкупа акций Crispian (Right of first refusal, ROFR) пропорционально их долям в ГМК, если компания будет продавать акции «добросовестной третьей стороне».
Whiteleave сразу согласилась на оферту, а «Русал» настаивал, что заключит ее, только если оферта Crispian соответствует условиям акционерного соглашения, и оспорил ее в суде.
Кроме того, в «Русале» настаивали, что есть договоренности между «Интерросом» и Crispian, которые предполагают продажу последней акций ГМК по завышенной, а затем по заниженной цене, а также продажу акционерами Crispian Баимского медного месторождения на Чукотке «Норникелю» или «Интерросу».
В июне судья Стивен Филлипс встал на сторону «Русала». Как следовало из мотивировочной части решения, он руководствовался двумя ключевыми доводами. В основе первого лежит вывод, что ни сами участники акционерного соглашения, ни их дочерние структуры и структуры, действующие в их интересах, не могут быть признаны «добросовестной третьей стороной».
Иная трактовка соглашения позволяла бы, например, блокировать досрочную продажу акций ГМК, принадлежащих Crispian, в случае нарушения «Русалом» или «Интерросом» обязательств по соглашению, вследствие чего права на выкуп акций Crispian по ROFR должны оставаться только у «невиновного» партнера, указывает судья.
Так, нарушившая соглашение сторона все равно могла бы выставить Crispian предложение по завышенной цене, индикативной для ROFR, тем самым лишая «невиновного» партнера возможности дать сопоставимую сумму.
Второй основной довод Стивена Филлипса заключался в том, что ROFR могло быть реализовано только совместно «Интерросом» и «Русалом». Если бы стороны хотели предусмотреть предоставление ROFR каждой из них по отдельности, они могли бы записать это напрямую, но не сделали этого, использовав конструкцию, в которой условие является «единым правом», заключает судья.
При этом в одном из пунктов соглашения, которые приводятся в решении суда, указано, что после принятия оферты Crispian «каждая сторона — и "Русал", и "Интеррос" — может в любое время отказаться от исполнения оферты», возместив Crispian возможные убытки (разницу между рыночной ценой акций и ценой сорвавшейся сделки), а также теряя ROFR до окончания срока действия соглашения в 2023 году.
На основании показаний сторон судья согласился с предположениями «Русала», что Владимир Потанин, Роман Абрамович и замгендиректора Millhouse (управляет активами господина Абрамовича) Давид Давидович вели неоднократные дискуссии, которые не ограничивались продажей 3,99% ГМК, а шли обо всем пакете Crispian и Баимском месторождении.
Поэтому оферта Bonico строилась исходя из «остальных трансакций» и была завышенной на желаемую господином Абрамовичем премию $200 млн., решил судья.
При этом Роман Абрамович, Александр Абрамов и партнеры в августе договорились с KAZ Minerals о продаже ей 75% Баимки за $675 млн. ($436 млн. деньгами, остальное акциями — около 5% текущего акционерного капитала) и возможности продажи остающихся 25% проекта за $225 млн. деньгами или акциями.
Но Владимир Потанин в октябре говорил "Ъ", что «проект с Баимкой тоже нельзя полностью исключать». «Это огромный актив, а KAZ Minerals — агрессивная, эффективная, но небольшая компания. Возможно, им будет интересно партнерство», — отмечал бизнесмен.