Архангельская область намерена обратиться в Росимущество с просьбой заключить акционерное соглашение с будущим победителем торгов по продаже «Архангельского тралового флота» (АТФ), в соответствии с которым он будет обязан передать властям одну обыкновенную бездокументарную акцию АТФ.
Соглашение позволит Архангельской области оставить за собой контроль по целому ряду ключевых вопросов управления флотом. В частности, влиять на кадровые решения, сохранить флот на территории области, поддерживать численность сотрудников (сейчас более 1 700 человек), сбывать не менее 25% общего улова на территории области и т. д. Всего в акционерном соглашении, которое должно действовать в течение пяти лет, до конца 2018 года, 25 пунктов.
Одобрение ФАС на покупку АТФ уже получили Русская рыбная компания (входит в ГК «Русское море»), ООО ВИРМ (учредитель ООО СЗРК), ОАО «Робинзон» (Мурманск), ОАО «Меридиан» и «АТФ Северные инвестиции» (компания менеджмента АТФ и фонда UCP Ильи Щербовича).
Предложение архангельских властей стало практически единственным, против включения которого в список квалификационных требований выступили все без исключения потенциальные претенденты на покупку АТФ. Если это требование будет выполнено, система управления компании будет мало чем отличаться от нынешней схемы, когда все основные вопросы приходится согласовывать с государством. Это серьезно затягивает процесс принятия любых решений, что критично для эффективности любого бизнеса. Отметим, что управлением АТФ занимаются почти двести человек, притом что в сопоставимых компаниях обходятся двадцатью.
В 2011 году агентом по продаже 100% АТФ был назначен «Газпромбанк». По последним данным, впервые официально озвученным «Газпромбанком» и Росимуществом, в июне прошлого года минимальная оценка, сделанная Ernst & Young, составила 1,9 млрд руб. В ближайшее время «Газпромбанк» представит новую оценку АТФ, в связи с тем что предыдущая устарела. Предложение не может быть ниже минимальной стоимости, названной независимым оценщиком, а верхняя планка может быть ограничена только финансовыми возможностями покупателя. Предположительно, до 13 декабря выйдет распоряжение правительства об отчуждении 100% акций АТФ и сделка будет закрыта.
«Архангельский траловый флот» — старейший промысловый флот на севере России, отметивший в июне 2010 года 90 лет со дня своего основания. Это самое крупное рыбодобывающее предприятие Архангельской области с коллективом до трех тысяч человек. В составе флота 24 промысловых, одно транспортное и вспомогательные суда.
До 14 октября 2004 года Архангельская база тралового флота была государственным унитарным предприятием. В настоящее время — это акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом.
Предприятие сохранило развитую береговую структуру: это база технического обслуживания судов со своими цехами, доком, 300-метровой причальной линией. Есть свой грузовой участок с подъездными железнодорожными путями, складами, двумя холодильниками, вмещающими по 1 000 тонн рыбопродукции. Работает тралотакелажная мастерская.
ОАО «Архангельский траловый флот» — ведущий снабженец области рыбной продукцией. У предприятия собственный рыбоперерабатывающий завод в Маймаксанском порту, который выпускает до 20 наименований разнообразной продукции ежемесячным объемом на три миллиона рублей.
Траулеры АТФ добывают треску, пикшу, сельдь, путассу, скумбрию, мойву и другие виды рыбы донных и пелагических пород. Предприятие предлагает продукцию премиум-класса: языки и щеки трески. Тралфлот - лауреат международных и российских выставок и конкурсов. Суда АТФ сертифицированы по евростандарту. Компания владеет самыми крупными квотами на вылов трески и пикши. Выручка за 2012 год составила 3,44 млрд руб., чистая прибыль — 32,9 млн руб.