По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейший акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук становится одним из самых влиятельных игроков на российском медиарынке. Уже владеющий двумя крупными телеканалами, кабельным оператором, несколькими печатными изданиями и интернет-порталами банк «Россия» близок к покупке крупнейшего в стране продавца телерекламы — группы компаний «Видео Интернешнл» (ВИ), контролирующей более 60% рынка. Впрочем, уже в следующем году позиции ВИ могут пошатнуться: с 1 января 2011 года доля одного продавца телерекламы не должна превышать 35% общего объема продаж.
Телевизионное подразделение контролируемой банком «Россия» «Национальной медиагруппы» (НМГ-ТВ) — каналы «Пятый» и РЕН ТВ являются клиентами ВИ с октября 2009 года. Тогда крупнейший селлер заключил с НМГ пятилетний контракт на обслуживание ее каналов. Холдинг «Газпром-медиа», который ранее в партнерстве с агентством «Алькасар» обслуживал РЕН ТВ и «Пятый канал», отреагировал на это жалобой в «Федеральную антимонопольную службу» — к этому времени ВИ уже обслуживала 11 телеканалов. У альянса департамента телерекламы «Газпром-медиа» и «Алькасара» оставались НТВ, ТНТ и «ТВ Центр».
Вскоре с поста советника президента РФ с беспрецедентно жесткими формулировками («несоблюдение этики поведения госслужащего» и «систематические дисциплинарные нарушения») был уволен один из основателей ВИ, бывший министр печати РФ Михаил Лесин (который, впрочем, в последние годы опровергал свою причастность к деятельности группы). Предположительно, господин Лесин сотрудничал и с НМГ: он курировал разработку новой концепции телеканалов холдинга и пригласил участвовать в этой работе бывшего президента «СТС Медиа» Александра Роднянского.
После этого по бизнесу ВИ фактически сразу был нанесен мощнейший удар: в декабре Госдума приняла внесенные депутатами-единороссами поправки к закону «О рекламе», в соответствии с которыми с 2011 года доля продавца телерекламы не сможет превышать 35% всех привлеченных на федеральные каналы бюджетов за последние два года. Это означало, что на следующий год ВИ сможет выбрать основного клиента из трех вариантов: «Первый канал» (его доля по итогам 2009 года превысит 25%), каналы ВГТРК «Россия 1» и «Россия 2» (более 20%) либо входящие в холдинг «СТС Медиа» СТС, «Домашний» и ДТВ (более 15,5%).
При этом «СТС Медиа» в годовом отчете уже предупредил инвесторов, что в связи с поправками к закону не может гарантировать в 2011 году прежнего уровня выручки. Одновременно с одним из этих клиентов ВИ сможет продавать рекламу и на каналах НМГ.
Новая конфигурация рекламного рынка должна была быть утверждена еще в конце февраля. Окончательное решение о том, сколько сейлс-хаузов в конечном итоге будет на российском рекламном рынке и какие именно телеканалы каждый из них станет продавать, должен был утверждать лично президент Дмитрий Медведев. Схем было несколько, и они неоднократно раз менялись.
Один из крупнейших рекламных холдингов в России, СНГ и Восточной Европе «Видео Интернешнл» был основан в 1987 году. Холдинг предоставляет профессиональные outsourcing-услуги в области реализации рекламных возможностей медиа. Учредителями компании являются десять физических лиц, крупнейшие доли у Владимира Голубева, Оганеса Соболева, Сергея Васильева и Юрия Заполя (после его смерти акции перешли к вдове Галине).
В 1992 году был заключен эксклюзивный договор с телеканалом РТР о реализации рекламных возможностей, в 1994 — с телеканалом НТВ. В 1995 — создана компания «Видео Интернешнл Пресс», в 1997 — компания «Видео Интернешнл Трэнд», в 1999 — компания «Видео Интернешнл Радио». В 1999 году истек срок действия договора с телеканалом НТВ и заключен эксклюзивный договор с каналом ОРТ. В 2002 году заключен новый 5-летний эксклюзивный договор с ВГТРК.
В 2002 году в состав группы вошла компания IMHO VI, в 2003 — межрегиональный дистрибутор прессы «Маарт». В 2003 году создана компания «Видео Интернешнл Проджектс». В 2004 году подписан новый 5-летний эксклюзивный контракт с Первым каналом. В 2005 году была достигнута договоренность с британским транснациональным рекламно-коммуникационным холдингом WPP Group о создании совместных компаний в России и странах СНГ. В 2006 году компания IMHO VI перепрофилирована в интернет-селлера.
В настоящее время «Видео Интернешнл» обслуживает 13 телеканалов («Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», СТС и другие), контролирует более 60% всех продаж в стране. Среди других клиентов также пять радиостанций, центральные и региональные печатные СМИ с суммарной аудиторией свыше 40 млн человек, интернет-ресурсы («Яндекс», «Рамблер» и другие). В холдинге работает более 3 000 человек в 50 городах 6 стран СНГ. Годовой торговый оборот «Видео Интернешнл» — $ 4 млрд.
Гендиректор и совладелец ВИ Сергей Васильев информацию о смене собственника группы компаний не подтвердил. «На сегодняшний день это неправда»,— сказал он.
Все основные участники медиарынка в неофициальных разговорах сходились в одном: смена владельца ВИ затянет утверждение окончательной конфигурации на рекламном рынке и «многие позиции надо выяснить, утверждать и заново переговаривать». На это, по мнению участников рынка, «уйдет не меньше месяца».