По данным газеты «Коммерсантъ», ОАО РЖД отказалось от идеи IPO крупнейшей в стране «Первой грузовой компании» (ПГК) и хочет выставить ее на аукцион, куда будут допущены лишь избранные российского транспортного рынка. Совет директоров монополии 19 апреля утвердит стартовую цену 75% акций ПГК на уровне $4,5 млрд, после чего у ОАО РЖД будет около полугода для получения разрешения у государства и проведения торгов.
Согласно предварительной концепции, в аукционе смогут принять участие только резиденты РФ с устойчивым финансовым состоянием и опытом работы на железнодорожном рынке, которые формально могут быть отражены наличием не менее 10 тыс. вагонов в собственности. «По предъявленным требованиям в торгах могут принять участие минимум шесть претендентов», — уточнил президент ОАО РЖД Владимир Якунин.
Предположительно, речь идет о структурах Геннадия Тимченко (владеют железнодорожным оператором «Трансойл»), Владимира Лисина (Независимая транспортная компания), Globaltrans (крупнейший частный железнодорожный оператор России) и «Нефтетранссервисе». Все они официально подтверждали интерес к активу.
В качестве подходящего по критериям претендента называют и «Трансгарант» (входит в группу FESCO Сергея Генералова). Но в FESCO завили, что не планируют участвовать в аукционе, так как интересуются другой дочерней структурой ОАО РЖД — «Трансконтейнером» (в ходе состоявшегося осенью 2010 года IPO компании FESCO купила 12,5% акций оператора и заявила о желании получить контроль).
Срок действия оценки ПГК — шесть месяцев, то есть аукцион должен состояться до конца сентября. Чтобы уложиться в срок с подготовкой аукциона, ОАО РЖД и правительству нужно торопиться, поэтому уже 19 апреля, по словам господина Якунина, совет директоров монополии рассмотрит оценку ПГК. Тогда же будет предварительное рассмотрение и остальных параметров продажи (ее способа и размера пакета). После этого будет запущен механизм получения распоряжения на продажу ПГК от правительства с последующим финальным утверждением всех параметров советом директоров ОАО РЖД.
ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД» является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава.
ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.
ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.
6 млрд. долларов стоит «Первая грузовая компания», согласно последней мартовской оценке.
Аналитики отмечают, что аукцион мог бы увеличить стоимость актива на 15-20%, но сомневаются в его прозрачности.