Многолетний конфликт акционеров ОАО «Нижегородский порт» завершился продажей части активов. Совладелец порта Павел Андреев, которого его бывший партнер по бизнесу Андрей Рогачев подозревал в выводе активов, продал свою долю (41,6% акций ОАО) нижегородским бизнесменам. Новые участники вместе с Fort Group, которой принадлежит еще около 40% акций, через суд добились переизбрания совета директоров компании и сменили гендиректора, не дожидаясь общего собрания акционеров.
Новыми владельцами 41,66% акций общества стали две нижегородские компании: ООО «Каприз», принадлежащее Максиму Шапошникову (совладелец ПКФ «Гармония», компании «Нижегородец», «Фирма «Магистраль» и других активов) и ООО «Квантум» (принадлежит ООО «Карго-Снаб» Ильдара Муртазина и Игоря Шалаева).
Внутрикорпоративный конфликт в Нижегородском порту длился с 2009 года, когда владелец санкт-петербургской компании-акционера «Макромир» Андрей Рогачев обвинил ее топ-менеджмент и бывшего партнера Павла Андреева в мошенническом выводе активов на сумму порядка 650–800 млн руб. После банкротства «Макромира» его активы, в том числе 20,83% акций порта, выкупил петербургский инвестиционный холдинг Fort Group, остальными 62,5% владели структуры Павла Андреева.
После ряда сделок доли акционеров порта изменились: две противоборствующие между собой группы собственников получили примерно равные доли Нижегородского порта, а в сентябре подконтрольные господину Андрееву компании избавились от своей доли. Затем был сменен и менеджмент предприятия. Пока временным гендиректором порта назначен нижегородец Андрей Рындовский, который до 2008 года был председателем совета директоров ОАО (внеочередное собрание акционеров порта назначено на 21 февраля 2014 года).
Питерские акционеры могли продать акции порта из-за его бесперспективности. Продолжать бороться за актив на чужой территории становится все сложнее, тем более что портовые земли находятся в зоне интересов государства, которое готовится их изъять под строительство инфраструктуры стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кроме того, с каждым годом актив обесценивается, а борьба за него приводит к дополнительным расходам. Тем более Павел Андреев не местный, у него нет в регионе влияния для того, чтобы договариваться с властями при изъятии земель для стадиона.
С другой стороны, новые совладельцы могли получить акции Нижегородского порта за долги. В Петербурге есть немало примеров, когда собственники стивидорных активов отдавали эти активы для расчета по старым долгам. Для продавца это выгодно, а вот для покупателя — не очень, так как это сложный бизнес и активы низколиквидные.
Порт стоит на слиянии двух великих рек Волга и Ока и является одним из важнейших звеньев Международных Транспортных Коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад». Нижегородский порт как самостоятельное производственное предприятие был образован 7 марта 1932 года, но свое историческое существование начинает с начала XIX века.
ОАО «Нижегородский порт» было основано на базе активов речного грузового порта, созданного в 1920 году. Предприятие занимается перевалкой сыпучих грузов, добычей песка, располагает собственным флотом (толкачи, баржи, земснаряды, катера), оказывает услуги по перевозке грузов.
В состав порта входит 3 грузовых района: Центральный, Волжский и Окский. Порт имеет лицензии на все основные виды деятельности: погрузочно-разгрузочные работы, перевозки пассажиров и грузов, производство и поставка нерудных материалов, геолого-разведочные работы.
В настоящее время Нижегородский речной порт – крупнейший речной порт Волжского бассейна. Выручка порта за 2012 год составила 223,56 млн руб., чистая прибыль — 11,3 млн руб. (против 7,7 млн руб. годом ранее и убытком в 25,8 млн руб. в 2010 году). Местонахождение ОАО «Нижегородский порт»: Россия, Приволжский федеральный округ, г. Нижний Новгород, ул Стрелка, д. 21.
Эксперты полагают, что смена акционеров обусловлена предстоящей продажей территории для строительства объектов к чемпионату мира.