По данным «Business & Financial Markets», «Вымпелком» сделал акционерам ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС) предложение о покупке компании. «Вымпелком» оценил стоимость 100% акций СМАРТС в $500–550 млн. Оферта «Вымпелком» была направлена недавно.
Весной этого года «Вымпелком» представил обновленную стратегию, в том числе в ней рассматривается возможность приобретения прямых конкурентов на рынках присутствия. Как объяснял гендиректор «Вымпелком» Александр Изосимов, подобные покупки помогли бы снизить уровень конкурентного давления. В качестве примера он называл СМАРТС и Tele2. «Вымпелком» в ноябре заплатил за каждого абонента «Кабардино-Балкарского GSM» и «Карачаево-Черкессктелесота» по $500–600, а за пользователей «Северная корона», владеющей лицензиями на связь GSM и D-AMPS в Иркутской области (компания принадлежала Tele2),— по $400.
На конец III квартала СМАРТС обслуживала 3,925 млн абонентов, это примерно 3% российского сотового рынка. Почти половина этого количества — абоненты в Приволжском регионе, по количеству абонентов ЗАО СМАРТС занимает там 5–6% рынка.
Аналитики считают возможную сделку логичной: ресурсы для органического роста абонентской базы в России фактически исчерпаны. СМАРТС имеет серьезные позиции в Поволжье, и, если поглощение произойдет, это будет означать укрепление позиций на региональном рынке одного из участников «большой тройки», говорит аналитик «Ак Барс финанс» Олег Судаков. В то же время, «учитывая долговую нагрузку СМАРТС, продажа компании стратегическому инвестору была бы наиболее предпочтительным вариантом», отмечает эксперт.
Исходя из стоимости предыдущих сделок, аналитик «МДМ-банк» Екатерина Генералова сделала вывод, что если «Вымпелком» купит СМАРТС даже по более высокой цене (но не превышающей $2 млрд), то это можно будет считать хорошей сделкой. Покупка добавила бы стоимости «Вымпелком», чьи абоненты стоят приблизительно по $550–600. «Не исключено, что «Вымпелком» приобретет СМАРТС с существенным дисконтом. Основанием для этого могут стать ведущиеся судебные разбирательства и партнерские договоренности. Сейчас рынок находится в стадии консолидации, когда более крупные игроки, образно выражаясь, тянут одеяло на себя»,— резюмирует аналитик.