По данным газеты «Ведомости», крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart ищет российского партнера. В пятницу вице-президенты корпорации Майк Братчер и Хуан Фигуейро, официальным поводом для визита которых в Москву стало участие в конференции Food Retailer, подтвердили, что Wal-Mart плотно изучает Россию на предмет экспансии.
Wal-Mart уже пять лет занимается поиском партнеров в России. Тем временем Россию успели открыть европейские конкуренты Wal-Mart — немецкая Metro и французская Auchan. Выходя на новые рынки, Wal-Mart часто приобретает миноритарный пакет местной компании и затем наращивает его. В 2005 г. Wal-Mart купила треть сети супермаркетов Central American Retail Holding у голландской Ahold, затем увеличив пакет до 51%. В Японии с 2002 г. скупала акции местной сети Seiyu, через два года доведя размер пакета до контрольного. В Мексике Wal-Mart объединилась с местной крупной сетью Cifra.
Сэм Уолтон создал Wal-Mart в 1962 г., основав первую в мире сеть магазинов самообслуживания (супермаркетов). Сегодня Wal-Mart работает в 10 форматах: супермаркеты, дискаунтеры (площадью 5000 кв. м), сети оптовых складов и мелкооптовые гипермаркеты cash & carry, суперцентры (крупные гипермаркеты площадью 18 000 кв. м, где продается все — от продуктов, одежды и лекарств до электроники и мебели), магазины «у дома», рестораны, магазины одежды, аптечные сети и даже АЗС. Самые распространенные — суперцентры (более половины магазинов Wal-Mart США) и дискаунтеры. Выручка Wal-Mart Stores Inc за 2006 г. — $344 млрд. Семье Сэма Уолтона принадлежит около 40% акций компании. Капитализация Wal-Mart на Нью-Йоркской фондовой бирже в пятницу — $199,9 млрд.
Наиболее вероятные кандидаты в российские партнеры Wal-Mart — петербургская «Лента» (ранее председатель совета директоров «Ленты» Олег Жеребцов озвучивал в прессе, что Wal-Mart предлагала ему продать бизнес) и турецкий «Рамстор» (в октябре руководство турецкой Koc Holding, «дочка» которой — Migros владеет 50% сети «Рамстор» в России, сообщило, что ведет переговоры о продаже Wal-Mart своего розничного бизнеса).
Майк Братчер намекнул, что партнером Wal-Mart в России не обязательно станет продуктовый ритейлер: «Wal-Mart — это еще и магазины одежды, рестораны и аптеки. Выходя на новые рынки, мы ориентируемся на форматы, наиболее востребованные покупателями. Если это аптеки или магазины одежды, почему бы не начать экспансию с этих сегментов?».
«Мы контактируем с Wal-Mart, Carrefour и Tesco и теоретически готовы к партнерству с одним из них. Но в среднесрочной перспективе могут быть варианты, связанные с их миноритарным участием. В ближайшее время акционеры X5 Retail Group не планируют продавать свою долю», — прокомментировал главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис.