По данным газеты «Ведомости», крупнейший ритейлер мира может увести из-под носа X5 Retail Group розничную сеть «Копейка», о покупке которой лидер российского рынка почти договорился. Wal-Mart возобновила переговоры с Николаем Цветковым, и владелец «Копейки» решил поторговаться.
Цветков решил продать «Копейку» в начале года. Пока хозяин искал покупателя, компания готовилась и к IPO, и к продаже всего бизнеса. В первом случае планировалось осенью разместить на бирже не менее 30% акций «Копейки», и в августе она подписала договор с андеррайтерами — Deutsche Bank, Morgan Stanley и принадлежащим Цветкову «Уралсиб кэпитал».
Круг стратегических инвесторов быстро сузился до X5 и Wal-Mart, но американцы вышли из борьбы, не договорившись о цене. В сентябре Х5 практически договорилась о сделке и даже получила разрешение антимонопольной службы на приобретение ТД «Копейка» и его дочерних структур — с условием избавиться от 24 из примерно 600 магазинов.
От идеи IPO в этом году «Копейка» окончательно отказалась. Сеть уже не попадает в осеннее «окно»: им воспользовался другой ритейлер — петербургская «О'кей» (она 18 октября планирует начать роуд-шоу).
Х5 и «Копейка» приготовились объявить о достигнутой договоренности. В сентябре X5 планировала, что сумма сделки, о которой может быть объявлено со дня на день, составит $1,5 млрд, или $1,1 млрд без учета примерно $400 млн долга. Однако, после объявления ФАС об одобрении сделки X5 не делала официальных заявлений.
18 октября акционеры X5 обсудят сделку по покупке «Копейки» и не исключено, что X5 выйдет из переговоров. Причиной могло стать возобновление переговоров с Wal-Mart — она снова ведет due diligence «Копейки». Существует предположение, что факт возобновления Wal-Mart проведения due diligence «Копейки», последняя использует, чтобы поднять цену перед X5. В июне этого года сеть оценивала себя примерно в 50 млрд руб.
Российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров Торговый дом «Копейка» основана в 1998 году. Головной офис компании находится в Москве. 100-процентным владельцем компании является российский миллиардер Николай Цветков, глава финансовой корпорации «Уралсиб». В настоящее время сеть включает в себя 593 магазина, работающих в формате дискаунтера, расположенных в 25 субъектах Российской Федерации. 84 этих магазина работает на условиях франчайзинга. Среднесетевая наценка в магазинах «Копейки», на середину 2008 года составляла 21%. Выручка сети за 2007 год по МСФО составила 34,9 млрд. руб. В конце декабря 2008 г. ТД «Копейка» вошёл в список компаний, которые получат господдержку в период кризиса.