По данным газеты «РБК daily», крупнейший российский ритейлер — X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и лидер российского рынка игристых вин - Группа компаний «Абрау-Дюрсо» подписали соглашение о намерениях о развитии бренда «Русская лоза» путём создания совместного предприятия (СП), которое обеспечит управление товарным знаком, сообщает пресс-служба X5 Retail Group.
Документ подписали главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман и президент Группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
Как следует из соглашения, СП будет заниматься развитием винного бренда «Русская лоза», который с 2016 года принадлежал «Абрау-Дюрсо». По данным Роспатента, эту торговую марку алкогольный холдинг официально зарегистрировал в мае 2018 года (ранее она была оформлена на компанию «Евростиль»).
Вопросы о том, как будет оформлено СП, сколько инвестирует каждая из сторон и станет ли ретейлер совладельцем производственной площадки, пока находятся в процессе обсуждения, уточняют компании. Пока стороны договорились лишь о том, что продукция будет эксклюзивно продаваться в магазинах X5 Retail Group.
Сегодня на полках уже представлено шесть наименований тихих вин «Русская лоза» в ценовом сегменте до 300 рублей за бутылку - белые и красные, сухие и полусладкие, сортовые и купажные, разработанные специально для Х5.
В дальнейшем компании рассматривают возможность расширить продуктовую линейку бренда, в том числе в более высоких ценовых сегментах. Объемы производства в компаниях не уточняют.
"Создание совместного предприятия - это логичное продолжение продуктивного сотрудничества лидеров в своих отраслях. Мы уверены, что благодаря нашему партнерству у потребителей появится больше возможностей приобрести качественное вино по оптимальным ценам", - сообщил глава "Абрау-Дюрсо" Павел Титов.
Что получит от сделки «Абрау-Дюрсо».
Производство продукции бренда будет организовано на заводе в селе Сукко в Краснодарском крае.
Сотрудничество позволит «Абрау-Дюрсо» обеспечить загрузку завода в Сукко, объяснил РБК президент группы компаний Павел Титов. В прошлом году объем производства на нем составил около 7 млн. бутылок, максимальная мощность предприятия составляет около 15 млн. бутылок, отметил он.
Для увеличения объемов производства было принято решение найти партнеров, заинтересованных в создании собственных торговых марок в коллаборации с «Абрау-Дюрсо», рассказал Титов. Такое партнерство обеспечивает гарантированный выкуп произведенной продукции для реализации партнером в своих магазинах, пояснил он.
Группа «Абрау-Дюрсо» за 2018 год увеличила производство на 17%, до 38,8 млн. бутылок. Чистая прибыль холдинга за отчетный период увеличилась на 29%, до 1,07 млрд. руб.
Объединение лишний раз доказывает, что сети начали управлять продажами производителей, отмечает известный маркетолог Станислав Кауфман, автор бренда «Путинка». Собственная торговая марка (СТМ) делается в нижнем ценовом сегменте, потому что это дает сети возможность «законно демпинговать», отметил он.
«Абрау-Дюрсо» сотрудничество выгодно с той точки зрения, что компания может «размыть затраты»: даже при нулевой маржинальности этой продукции с ней она будет поставлять и более дорогую, не неся затрат на логистику, и таким образом сможет зарабатывать, объяснил Кауфман.
Создание СТМ в низкоценовом сегменте оправданно, поскольку люди, которые покупают вино в дискаунтерах, ищут более низкую цену — как правило, они не являются привередливыми гурманами и не могут себе позволить тратить на это много денег, говорит он.
В «народном» сегменте для потребителя нет особой лояльности к бренду, главное — низкая цена и яркое размещение ритейлером торговой марки на полке, добавляет Кауфман.
Известные элитарные виноделы, как правило, очень трепетно охраняют свои традиции и независимость, для них странно на постоянной основе создавать вино совместно с «народными» сетями, например с Walmart, считает он.
Напрашивается вопрос: не повлияет ли активная работа «Абрау-Дюрсо» в ценовом сегменте около 300 руб. на лояльность тех граждан, кто с гордостью покупает их недешевые вина? Но, несомненно, новый союз увеличит капитализацию компаний, заключил эксперт.
Что получит X5 Retail Group.
В торговой сети «Пятерочка», которая является флагманским форматом группы с наибольшим количеством магазинов, СТМ и эксклюзивные торговые марки винной категории, включая зарубежные, занимают более 60%, заявил представитель X5 Retail Group. В категории тихих вин эта доля превышает 80%, потому что покупатель более избирательно подходит к выбору и сама категория менее зависима от брендов, уточнили в компании.
Как отметил главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман, стратегические партнерства для компании — одно из приоритетных направлений при развитии отношений с поставщиками.
Как рассказал РБК директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, в структуре потребления вина в России наибольшим спросом пользуется ценовая категория от 150 до 300 руб. — на нее приходится около 70% всех продаж. Российский потребитель часто отдает предпочтение более бюджетной продукции — винным напиткам, которые содержат только 50% винограда, говорит Дробиз.
В целом, по его данным, популярность вина в стране не растет, а потребление находится на минимуме. Сейчас в год на душу населения приходится 3,5 л., тогда как, например, в советское время этот показатель был на уровне 16 л. на человека.
В январе—мае 2019 года продажи вина в России выросли на 2%, до 200 млн. л., а в мае рост составил 5%, уточняет Дробиз. Рост по российским винам за первые пять месяцев 2019-го, по его оценкам, составил 1,5–2%.
Более оптимистичную статистику приводит исследовательская компания Ipsos Comcon: продажи вина в первом квартале 2019 года показали рост на 22,6%, уступая по темпам только пиву (35,1%) и шампанскому (30,4%). За аналогичный период 2017–2018 годов темпы роста вина также были двузначными, они составляли 14,8 и 18,7% соответственно.
Эксперты Ipsos отмечают, что вино остается одним из самых популярных напитков вот уже три года. Согласно их данным, наибольшей популярностью пользуются отечественные вина — чаще всего россияне пьют вина из Крыма и Краснодарского края.
Аналогичное стратегическое партнерство с производителем-поставщиком X5 Retail Group заключила с Несвижским заводом детского питания. Сотрудничество началось в 2016 году, оно предполагало совместное владение торговыми марками, представленными в магазинах X5 Retail Group на эксклюзивной основе. Все мощности предприятия работают на ритейлера.
Сейчас в магазинах группы представлено уже около 40 наименований молочных продуктов под совместными брендами — «Сарафаново», «Верховье» и «Маша и Медведь». В 2018 году на бренд «Сарафаново» приходилось 7–11% продаж группы по категориям молока, кефира и сметаны, а бренд «Верховье» обеспечил 5–6% продаж йогуртно-десертной группы, уточнили в компании.
X5 Retail Group N.V. - крупнейшая в России продовольственная розничная компания по объёмам продаж. Компания управляет магазинами нескольких форматов: "мягкими" дискаунтерами под брендом "Пятёрочка", супермаркетами под брендом "Перекрёсток", гипермаркетами под брендом "Карусель", а также магазинами "у дома" под различными брендами.
18 мая 2006 года произошло слияние компаний "Пятёрочка" и "Перекрёсток" с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов "Карусель". В 2010 году компания приобрела сеть дискаунтеров "Копейка".
На 31 декабря 2018 года под управлением компании находились 14,431 тыс. магазинов. Сеть включает 13,522 тыс. магазинов "Пятёрочка", 760 супермаркетов "Перекрёсток", 94 гипермаркета "Карусель" и 55 магазинов "Экспресс". Под управлением компании находится 42 распределительных центра и 3,83 тыс. собственных грузовых автомобилей на территории РФ.
Акционерами X5 (по данным на начало 2019 года) являются: CTF Holdings S. A. - 47,86%, Intertrust Trustees Ltd (AxonTrust) - 11,43%, директоры X5 - 0,07%, казначейские акции - 0,01%, акции в свободном обращении - 37,63%.
Чистая прибыль X5 Retail Group N.V. по МСФО за 2018 год упала на 8,8% до 28,642 млрд. руб. с 31,394 млрд. руб. годом ранее. Выручка увеличилась на 18,3% до 1,532 трлн. руб. с 1,295 трлн. руб., валовая прибыль - на 19,7% до 369,72 млрд. руб. с 308,938 млрд. руб., скорректированный показатель EBITDA - на 10,8% до 109,871 млрд. руб. с 99,131 млрд. руб.
Чистая прибыль X5 по МСФО за IV квартал 2018 год выросла на 15,2% до 6,242 млрд. руб. с 5,419 млрд. руб. годом ранее., выручка - на 16,9% до 422,955 млрд. руб. с 361,705 млрд. руб., валовая прибыль - на 18,4% до 101,78 млрд. руб. с 85,94 млрд. руб., скорректированный показатель EBITDA - на 26,2% до 30,387 млрд. руб. с 24,084 млрд. руб.
Выручка X5 Retail за I квартал 2019 года выросла на 15,3% до 404,116 млрд. руб. с 350,346 млрд. руб. годом ранее. Выручка магазинов "Пятёрочка" увеличилась на 16,3% до 315,274 млрд. руб. с 271,048 млрд. руб., "Перекрёсток" - на 20,3% до 66,445 млрд. руб. с 55,25 млрд. руб. Выручка магазинов "Карусель" упала на 1,4% до 21,917 млрд. руб. с 22,218 млрд. руб.
Русский винный дом "Абрау-Дюрсо" - ведущий производитель игристых и тихих вин России. Удельное имение Абрау-Дюрсо основано в 1870 году по именному указу императора Александра II.
Продукция экспортируется в более чем 20 стран мира. Русский винный дом "Абрау-Дюрсо" представляет коллекции виноделен: "Абрау-Дюрсо", "Винодельня Ведерниковъ", "Лоза", "Усадьба Дивноморское". По итогам 2018 года Русским винным домом "Абрау-Дюрсо" было реализовано более 37,45 млн. бутылок алкогольной продукции.