25 ноября 2009 года X5 Retail Group N.V. – одна из крупнейших в России по объемам продаж розничных компаний, подписала соглашение о приобретении 100% бизнеса и активов сети универсамов «Патэрсон» у холдинговой компании CorpInvest Inc. Об этом говорится в сообщении X5 Retail Group. С целью заключения сделки, X5 Retail Group получила все необходимые одобрения и согласования, включая одобрение Федеральной Антимонопольной Службы, не обремененное дополнительными требованиями, а также одобрение Наблюдательного Совета X5 Retail Group.
По условиям соглашения, стоимость акционерного капитала составляет $189,5 млн. Чистый долг на дату подписания составил около $85 млн. Структура сделки предполагает 100% оплату стоимости акционерного капитала денежными средствами. X5 планирует закрыть сделку до середины декабря 2009 года, профинансировав ее из собственных средств.
Покупка сети супермаркетов «Патэрсон» отвечает стратегическим целям X5; приобретаемая сеть оптимально вписывается в операционную модель Компании, а объединение бизнесов приведет к значительным синергетическим эффектам. Также к существующим «Перекрёсткам» будут добавлены магазины с хорошим местоположением в стратегически важных для X5 регионах, включая Москву и Санкт-Петербург. В результате сделки, общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25%.
Большинство магазинов «Патэрсон» отвечает требованиям X5, как с точки зрения форматов, так и в отношении географического расположения, и Компания ожидает, что процесс интеграции потребует минимальных усилий и времени. Предварительно, X5 планирует интегрировать 52 магазина «Патэрсон» в формат «супермаркет», ребрендировав их в «Перекресток», а остальные 30 магазинов небольшого размера - в формат «дискаунтер» под брендом «Пятерочка». Несколько магазинов в настоящий момент анализируются на несоответствие географическим и финансовым критериям X5. Несмотря на то, что X5 будет закрывать магазины «Патэрсон» на ребрендинг и замену программного обеспечения, завершить процесс интеграции планируется уже в первой половине 2010 г.
В результате интеграции, практически все магазины «Патэрсона» получат доступ к логистической инфраструктуре X5, что позволит повысить средний уровень централизации поставок приобретаемых магазинов с 0% до свыше 50%. Интеграция логистики, в комбинации с централизацией других ключевых функций, включая закупку, IT и управление персоналом, приведут к значительному улучшению финансовых показателей сети супермаркетов «Патэрсон» после интеграции.
«Патэрсон» – сеть из 82 супермаркетов, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, а также в ряде городов Европейской части России и на Урале. Чистая торговая площадь магазинов «Патэрсон» составляет около 65 тыс. кв.м., общая площадь - около 145 тыс. кв.м., 20% из которых находятся в собственности. Средний срок аренды по существующим договорам составляет около 5 лет. Кроме 82 упомянутых магазинов, «Патэрсон» подписал предварительные договоры аренды по 4 дополнительным магазинам, а также владеет долгосрочным правом аренды земельного участка. 18 магазинов «Патэрсон» работают в Сибири по договорам франчайзинга («Патэрсон» не консолидирует доходы франчайзинговых магазинов).
У «Патэрсон» нет собственной логистической инфраструктуры. В компании работает около 3 800 сотрудников, из которых 90% составляет персонал магазинов и 10% - офисные сотрудники. Чистая выручка сети «Патэрсон» за 12 месяцев, предшествующих 30 сентября 2009 года, составила 10 968 млн. рублей, показатель ЕBITDA за этот период достиг 815 млн. рублей при марже EBITDA на уровне 7,4%. На момент подписания соглашения, чистый долг «Патэрсон» составлял около 2,5 млрд. рублей (около $85 млн.).
Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис прокомментировал: «Эта сделка имеет стратегическое значение для нашего формата «супермаркет»: покупая качественный актив, мы серьезно укрепляем позиции «Перекрестка» в принципиально важных для нас регионах. В результате ребрендинга и внедрения ассортиментной и ценовой политики X5, мы планируем не только сохранить существующую клиентскую базу «Патэрсона», но и привлечь новых покупателей, повысив продажи приобретаемых магазинов. В целом, считаю, что приобретение «Патэрсона» несет несомненные преимущества для Компании и создает дополнительную стоимость для наших акционеров».