По данным газеты «РБК daily», японский алкогольный гигант Suntory Holdings Ltd. планирует до конца года самостоятельно выйти на российский рынок. Крупнейший производитель виски в регионе рассматривает возможность покупки активов в России и открытия собственного офиса в Москве. Предположительно, это может быть связано с проблемами, возникшими у эксклюзивного дистрибьютора японского виски компании «Вельд-21», не сумевшей продлить лицензию.
Виски производства японской Suntory показывают самую лучшую динамику роста продаж последние четыре года, ежегодно прибавляя по 30—40%. Рост продаж самого массового бренда компании — Suntory Kakubin — был отмечен даже в кризисный период 2008—2009 годов, когда весь мировой алкогольный рынок переживал значительный спад.
При этом заметные успехи японцев никак не затронули российский рынок. Несмотря на рост потребления виски россиянами, показатели продаж японского виски продолжали оставаться на крайне низком уровне, а по итогам 2010 года даже несколько снизились, составив ничтожные 4 тыс. дал (0,25% от всего объема импорта виски в Россию). Учитывая, что в том же 2010 году продажи в мире только одного бренда Suntory Kakubin составили 2,51 млн дал, нетрудно посчитать, что на российский рынок приходилось менее одной тысячной процента от бизнеса амбициозной японской компании. Вряд ли стоит ожидать, что итоги 2011 года в России окажутся более успешными для Suntory: как следует из государственного реестра лицензий Росалкогольрегулирования, у официального дистрибьютора виски Suntory в России компании «Вельд-21» возникли проблемы с продлением лицензии. Срок ее действия закончился 30 июня 2011 года.
Экспансия в Россию соответствует стратегии японской компании, охотно скупающей алкогольные активы как в соседних азиатских странах, так и в Старом Свете. Suntory, в частности, с 1994 года принадлежит шотландская компания Morrison Bowmore Distillers, с 1996 года — 20% одного из самых известных брендов скотча Macallan. В группу Suntory входит французский коньячный дом Louis Royer, купленный в 1989 году, несколько шато в Бордо и австрийский производитель ликера Mozart.
В названии компании Suntory сочетаются два имени: «Тори» – по имени создателя фирмы, Синдзиро Тори, и «Сан» – от английского слова «Мистер», что в сумме образует «Мистер Тори». В 1899 году фирма была создана для ввоза вина из Испании. С момента основания компания известна своими уникальными сортами вин. В 1923 году компания начинает проявлять интерес к виски и строит первую винокурню в Японии, близ города Ямазаки. Долина Ямазаки, где была построена винокурня Suntory, расположена близ города Киото, в местности, похожей на шотландский регион Хайлэнд, известный великолепными пейзажами и превосходным качеством воды. Климат здесь достаточно холодный и влажный, идеально подходящий для выдержки виски в бочках.
Но настоящее признание виски Suntory получило лишь в 50-е годы, после Второй Мировой войны. В 1973 году была открыта вторая винокурня в Хакушу, в самом центре Японии. На сегодняшний день это самая большая винокурня в мире, которая оснащена 24 перегонными кубами. Основные марки виски, производимые этими двумя винокурнями, включают в себя бленды с легким торфяным вкусом и односолодовые виски с мягким, утонченным вкусом и хорошо сбалансированным, элегантным ароматом: Suntory Old, Suntory Royal, Suntory Yamazaki, Suntory Hibiki и Suntory Kakubin.
«Мне представляется, что выход в Россию напрямую станет для Suntory Holdings весьма логичным шагом, — заявил эксперт в области крепких алкогольных напитков Эркин Тузмухамедов. — Компания пока не реализовала свой огромный потенциал в России, она была вправе рассчитывать на значительно больший рост на нашем рынке». По словам г-на Тузмухамедова, японцам не слишком везло с дистрибьюторами на российском рынке, из-за чего они уже несколько раз были вынуждены менять партнеров в России.
Опрошенные участники рынка затруднились предположить, какая российская компания могла бы оказаться объектом поглощения со стороны Suntory. Учитывая, что целью самостоятельного выхода на российский рынок для японцев является увеличение продаж собственного виски, логично предположить, что речь может идти о крупной сбытовой структуре, не имеющей проблем с лицензией, говорят эксперты.