Российский сервис онлайн-записи и автоматизации для бизнеса в сфере услуг Yclients приобрела разработчика платформ автоматизации для бизнеса «Альянс АйТи Технолоджи», входящего в группу «Актион», рассказали “Коммерсанту” стороны сделки. В результате Yclients получит систему онлайн-управления стоматологией «Дента», программу для управления клиниками «Клиника-онлайн», а также систему онлайн-управления салоном красоты «Арника».
Это первое крупное приобретение Yclients, в результате которого число клиентов платформы в медицинском сегменте составит более 3 тыс., а общая клиентская база приблизится к 40 тыс. компаний, рассчитывают в группе. Сервис присутствует в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
Группа «Актион» владела «Альянс АйТи Технолоджи» с 2013 года, следует из данных Kartoteka.ru. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Альянс АйТи Технолоджи» в 2020 году составила 64,6 млн руб. Годовая выручка «Актион», по собственным данным,— 10 млрд руб., у компании более 500 тыс. клиентов.
Yclients основана в 2010 году. По ее собственным данным, платформой пользуется 31 тыс. клиентов из сферы красоты, спорта, медицины, ежемесячно на ней совершается более 14 млн записей к разным специалистам на сумму более 15 млрд руб. В 2019 году Yclients привлекла $10 млн от фондов «Эльбрус Капитал II» и Guard Capital. По данным «СПАРК-Интерфакс», 2020 год Yclients завершила с убытком в размере 101,6 млн руб., в 2019 году убыток составлял 9,4 млн руб.
Yclients является лидером российского рынка онлайн-записи, сделка позволит ей продолжить рост, присоединив клиентскую базу приобретаемых компаний, полагает руководитель группы технологической интеграции «Делойт» в СНГ Александр Ильин. «С учетом небольшого размера выручки "Альянс АйТи Технолоджи" и темпов роста на уровне 15–20% мультипликатор к выручке мог находиться в районе 1,5–2, соответственно, стоимость компании могла составить 100–130 млн руб.»,— отмечает вице-президент Advance Capital Артур Шубаев. При этом сделка выглядит как достаточно синергетичная для Yclients, поскольку позволит усилить продуктовый портфель для таких категорий клиентов, как стоматологические клиники и салоны красоты, поясняет он.
Вероятно, Yclients достигла потолка в сфере бьюти и поэтому решила выйти в стоматологию, отмечает владелец «Персона Лаб» Игорь Стоянов.
«Yclients уже имеет большую часть рынка в сфере красоты и, очевидно, не представляет интереса для оставшихся пары десятков салонов в регионах, которые ведут запись на листочках»,— говорит он. Но любопытно, что Yclients продолжает путь в сферу услуг, несмотря на то что ее убытки за прошлый год заметно выросли, добавляет эксперт. По его словам, система «Арника», которую приобрела Yclients, используется в основном в Свердловской области, откуда она родом.
«Это самая маленькая среди популярных в России ERP-систем (управления предприятием), таких как Sonline, "Профсалон", Dikidi, 1С»,— добавляет Игорь Стоянов. Но сделка с покупкой «Арники» «взбодрит рынок» и усилит позиции этой системы, полагает он. В целом же, отмечает эксперт, на рынке бьюти есть две проблемы — отсутствие денег и образованности у представителей индустрии, и Yclients не сможет решить их в одиночку.