Закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Резервактив», которым управляет ООО «КСП Капитал Управление активами», в январе 2022 года через свою дочернюю компанию получил 30% в ООО «Стинн», сообщает РБК со ссылкой на данные ЕГРЮЛ.
«Стинн» является основным владельцем Russ Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы. По итогам 2020 года группе в 50 крупнейших городах России принадлежали, по подсчетам «ЭдМетрикс-Эспар», 26,7 тыс. рекламных поверхностей общей площадью почти 365 тыс. кв. м. Для сравнения: у ближайшего конкурента, группы Gallery, на тот момент было 14,3 тыс. поверхностей общей площадью 248 тыс. кв. м. Возможная выручка Russ Outdoor от эксплуатации только этих конструкций в 2020 году оценивалась в 7,4 млрд руб. (около 32% всех затрат на наружную рекламу), Gallery — 4,4 млрд руб. (19%).
Учредителем ООО «КСП Капитал Управление активами» является Сергей Котляренко, в прошлом чиновник аппарата правительства и администрации президента. На конец 2021 года компания располагала, по собственным данным, 38 млрд руб. и более чем 20 паевыми инвестиционными фондами под управлением. Аналитики «Эксперт РА» по итогам первого квартала 2021 года поставили «КСП Капитал Управление активами» на 31-е место по объему активов под управлением и на 18-е — по объему средств ЗПИФов.
«Стинн» стал совладельцем Russ Outdoor осенью 2019 года, выкупив 48,6% зарегистрированной в Нидерландах Russ Out of Home B.V., на которую оформлен бизнес группы. Летом 2020-го «Стинн» увеличил свою долю до 73,6%. Оставшиеся 26,4% принадлежат ВТБ, кредитору Russ Outdoor. Таким образом, косвенная доля ЗПИФа под управлением компании Котляренко в Russ Outdoor составляет около 22%.
За контроль над крупнейшим оператором наружной рекламы «Стинн» заплатил в 2020–2021 годах более 7,5 млрд руб., исходя из оценки всей группы 10,2 млрд руб., которая, однако, не учитывала ее долговую нагрузку. Сделка была осуществлена на привлеченные в ВТБ средства.
Единственным учредителем «Стинна» был Григорий Садоян, который сохранил за собой 70% (находятся в залоге у ВТБ). Но фактически владельцами «Стинна» считаются братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы последнего созыва Бекхан Барахоев. Роберт Мирзоян не ответил на вопросы РБК, в пресс-службе ВТБ отказались от комментариев.
Мирзояны и Барахоев покупали Russ Outdoor с прицелом на консолидацию рынка. Еще до того как состоялась сделка по Russ Outdoor, «Стинн» стал владельцем другого крупного оператора наружной рекламы — «Вера-Олимп». Затем было приобретено агентство «Лайса», которое до лета 2021 года размещало рекламу на всей инфраструктуре РЖД.
Уже более двух лет «Вера-Олимп», «Лайса» и Russ Outdoor функционируют как единая компания. Ей удалось продлить еще на десять лет контракт с РЖД, получить в управление все остановочные павильоны общественного наземного транспорта Москвы (что позволяет размещать рекламу и на этих объектах), а также купить агентство Nebo.digital, через которое продается вся реклама в столичном метрополитене.
В январе 2022 года источники издания сообщали, что владельцы Russ Outdoor договорились и о покупке своего ближайшего конкурента — группы Gallery.