По данным газеты «РБК daily», банкротство «ИжАвто» подошло к концу: 12 сентября на торгах были проданы основные производственные мощности автомобильного предприятия. Как и ожидалось, покупателем стала «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ) («дочка» «Сбербанк Капитала»), которая уже год хозяйничает на заводе и вскоре будет перепродана «АвтоВАЗу».
При стартовой цене 1,748 млрд руб. ОАГ предложила за имущество автозавода 1,835 млрд руб. За эти деньги компания получила в распоряжение 44 здания, 88 сооружений, земельный участок площадью около 89 тыс. кв. м, свыше 5,4 тыс. единиц машин и оборудования и около 200 транспортных средств.
Формальную конкуренцию ОАГ на аукционе пыталась составить близкая к «АвтоВАЗ» компания «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Но то, что именно ОАГ победит на торгах, было ожидаемо: компания уже год управляет заводом и в мае выкупила часть имущества «ИжАвто» (8,7 тыс. различных объектов и инструментов за 220 млн руб.).
При этом, как ранее неоднократно анонсировалось, купив активы «ИжАвто», ОАГ затем будет перепродана «АвтоВАЗу». «АвтоВАЗ» планирует завершить сделку по «ИжАвто» до конца этого года. Став собственником производственных мощностей «ИжАвто», «АвтоВАЗ» собирается организовать на них сборку собственных моделей (в т.ч. Lada Granta), а также Nissan и Renault.
Помимо основной площадки «ИжАвто» 12 сентября с молотка ушли и дочерние предприятия автозавода: «Иж-Капитал» — за 266 млн руб., «Иж-Комплект» — за 207 млн руб. и «Прогресс» — за 84 млн руб. (без учета НДС). Все эти активы также достались ОАГ. Непрофильные «дочки» «ИжАвто» пока не выкуплены.
«ИжАвто» — автомобильный завод в городе Ижевске. Строительство завода началось в 1965 году. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408».
В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «Иж-27175» (фургон на базе «Иж 2126»)) было прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск KIA Rio второго поколения. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников — около 5 тыс. человек. В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено.
В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве, и месяцем позднее она была признана банкротом. С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010 года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объемы производства. 27 сентября 2010 года Ижевский автозавод отгрузил первые после возобновления производства 10 автомобилей ВАЗ-2104.
Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является «Сбербанк». В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии. Летом 2011 года на несколько месяцев было возобновлено производство ограниченных партий Kia Spectra (1 700 шт.) и Kia Sorento (800 шт.) - для выполнения обязательств перед Kia Motors.
В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8 549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц. В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд руб.; чистая прибыль составила 274 млн руб. Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.
«Говорить о справедливой оценке «ИжАвто» достаточно сложно, — комментирует аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Скорее всего конечная цена отражает не рыночные реалии, а достигнутые ранее договоренности». Но, напоминает эксперт, такой актив в любом случае мог бы заинтересовать только индустриального игрока, а машины «АвтоВАЗ» уже производятся на мощностях «ИжАвто» и будут в дальнейшем производиться в еще большем объеме.