О том, что "ЗапСиб-Транссервис" выставлен на продажу, "Ъ" рассказали участники рынка. В августовской презентации компании для инвесторов говорится, что ее акционеры рассматривают "различные стратегические варианты развития, в том числе продажу доли стратегическому инвестору".
Кроме того, по данным собеседников "Ъ", "ЗапСиб-Транссервис" изучает возможность продажи владеющей депо в Новокузнецке Сибирской вагоноремонтной компании (мощность — 4,8 тыс. вагоноремонтов в год).
Источники "Ъ" отмечают, что "тизер о поиске инвесторов был разослан совсем недавно", переговоры с возможными покупателями находятся "на первом этапе" и "это могут быть ведущие игроки". Ясности, будет продаваться доля выше или ниже контрольной, тоже пока нет. Финансовым консультантом "ЗапСиб-Транссервиса" по сделке выступает Райффайзенбанк.
В "ЗапСиб-Транссервисе" "Ъ" подтвердили, что ищут инвестора и "будут рады привлечению дополнительных средств в компанию". Глава управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Олег Гордиенко признал, что тот выступает консультантом, но не стал раскрывать детали.
"ЗапСиб-Транссервис" работает на рынке железнодорожных перевозок с 2000 года. На 32,5% компания принадлежит гендиректору Андрею Муравьеву, по 22,5% владеют Вадим Пешат, Леонид Шайман и Александр Игнатов.
По данным "Infoline-Аналитики", на конец июня компания занимала 20-е место в РФ, управляя 12,8 тыс. вагонов, 9,1 тыс. из них в собственности и финансовом лизинге. Средний возраст парка — семь с половиной лет.
В презентации говорится, что 97% грузовой базы обеспечивают металлургическая продукция и уголь. Основные грузоотправители — Кузбасская топливная компания (в 2013 году "ЗапСиб-Транссервис" купил ее кэптивного оператора), ММК, Evraz, УГМК, "Мечел".
По итогам полугодия "ЗапСиб-Транссервис" получил 263,6 млн руб. убытка по МСФО против 128 млн руб. прибыли годом ранее, выручка выросла на 22,4%, до 4,1 млрд руб.
Источники "Ъ" на рынке поясняют, что акционеры "ЗапСиб-Транссервиса" ищут покупателя "во многом из-за необходимости снижения долговой нагрузки". Кредитная нагрузка оператора по МСФО на конец июня превысила 3,5 млрд руб., обязательства по финлизингу — 8,9 млрд руб.
В апреле компания привлекла трехлетний облигационный заем на 5 млрд руб. В целом общие обязательства "ЗапСиб-Транссервиса" по итогам января-июня составили 19,9 млрд против 17 млрд руб. годом ранее. В презентации компании говорится, что в августе она начала реструктуризацию долга с участием Райффайзенбанка как консультанта.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров называет ключевой проблемой "ЗапСиб-Транссервиса" "невозможность обеспечивать финансирование лизинговых и кредитных платежей": даже при высокой среднедневной выручке на вагон на уровне 1,5 тыс. руб. в сутки в 2014 году объемы платежей приводили к убыткам.
С учетом долга и вагоноремонтных активов эксперт оценивает "ЗапСиб-Транссервис" примерно в 3-3,5 млрд руб. Он подчеркивает, что потребность компании в финансировании, в том числе "для сокращения краткосрочного долга", привела к необходимости привлечения инвестора.
Но уровень долговой нагрузки компании Михаил Бурмистров не считает чрезмерным, и, по его мнению, пока идет речь о продаже лишь миноритарной доли, что "сейчас едва ли заинтересует стратегических или финансовых инвесторов".