По данным газеты «Коммерсантъ», государство завершило консолидацию в своих руках контрольного пакета акций ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре), которое, по мнению премьера Владимира Путина, было доведено частными акционерами до «фактически банкротного» состояния. 11 января 2010 года была зарегистрирована сделка по приобретению ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) 59,12% акций АСЗ. Таким образом, ОСК, владеющая теперь чуть более 77% уставного капитала АСЗ, фактически завершила деприватизацию предприятия, о которой объявил в мае 2009 года в ходе визита на завод премьер-министр России Владимир Путин.
Сразу после объявления о том, что 59%-ный пакет акций АСЗ через «Сбербанк» передается государственной ОСК, на завод пошли средства, которые позволили сдать главный заводской долгострой — АПЛ «Нерпа» и закрыть долги по зарплате. Правительство также объявило, что до 2015 года заводу будет выделено порядка 17 млрд руб.
Представители завода надеются, что государство в ближайшее время выделит средства, которые позволят возобновить работы хотя бы по старым «замороженным» заказам Минобороны. Вместе с тем, по неофициальным данным, на заводе продолжается и самостоятельный поиск средств, в частности, в рамках распродажи непрофильных активов.
Напомним, что о начале переговоров о выкупе контрольного пакета завода экс-президент ОСК Владимир Пахомов заявлял еще в марте 2009 года. Тогда завод имел большую кредиторскую задолженность перед ОАО «Сбербанк» (13,9 млрд руб. из 36 млрд руб. общего долга).
Уже в мае, посетив Комсомольск-на-Амуре, премьер Владимир Путин объявил, что группа владельцев предприятия продает «Сбербанку» «за символическую плату» свои пакеты, а тот, в свою очередь, переуступает их ОСК. В рамках заключенного соглашения банк также согласился предоставить кредит в размере $430 млн на 10 лет для санации предприятия. В конце декабря прошлого года в рамках выполнения плана по деприватизации завода «Сбербанк» вышел из его уставного капитала, запись в реестр о покупке акций ОСК была сделана 21 декабря.
ОАО «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре) - крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, введено в строй в 1936 году. Всего за историю завода было построено 270 судов и кораблей, в том числе: атомных подводных лодок - 56 ед., дизельных подводных лодок - 41 ед., надводных боевых кораблей - 36 ед., гражданских судов различного класса и назначения - 137 ед.
Это полнопрофильное судостроительное предприятие, имеющее возможность производства большого перечня продукции судового и общего машиностроения, от резервуаров различного назначения до сложного оборудования для освоения и разработки нефтегазоносных шельфов. Завод обладает необходимыми производственными мощностями и технологиями для строительства кораблей и судов военного и гражданского назначения, водоизмещением до 25 тыс.т.
Отличительной особенностью завода по сравнению с другими предприятиями судостроения является то, что стапеля находятся в закрытых эллингах. Это позволяет весь цикл строительства осуществлять круглогодично при нормальных температурных режимах и доводить состояние кораблей и судов до полной технической готовности. Для достройки судов имеется собственная сдаточная база в г. Большой Камень.