"Звезда-Энергетика" пытается на волне импортозамещения привести в Петербург глобального игрока по производству дизель-генераторов — китайскую JDEC.
В планах предприятия — строительство завода и постепенная локализация комплектующих. На стороне российской компании — созданный мегапроектами рынок и конкурсная документация нефтегазовых монополий, дающая красный свет иностранной технике.
Готова ли JDEC делиться технологиями и прибылью от добавочной стоимости дизель-генератора, зависит от ее интереса к российскому рынку. Параметры проекта станут предметом торга.
Генеральный директор ОАО "Звезда-Энергетика" Николай Хаустов представил на техническом открытии Центра локализации и импортозамещения в Петербурге проект по созданию нового производства.
Специализирующееся на создании локальных электростанций предприятие собирается привлечь "внучку" китайского нефтегазового гиганта CNPC для многократного увеличения производства электроагрегатов и заполнения открывшихся после охлаждения отношений с Западом рыночных ниш.
В ходе первого дня работы Центра импортозамещения с китайской CPTDC (China Petroleum Technology and Development Corporation), входящей в CNPC, подписан протокол о намерениях.
Основным потребителем, по замыслу руководства "Звезды-Энергетики", должны стать нефтегазовые госмонополии, реализующие сырьевые проекты, ориентированные на КНР. Главным в компании называют "Силу Сибири" — им "Газпром" соединит якутские газовые месторождения с Приморским краем, через порты которого сырье будут поставлять в АТР.
Еще одним лакомым для компании проектом станет проектируемая "Сила Сибири-2", ранее носившая название "Алтай". Газопровод обеспечит поставку с месторождений Западной Сибири в западную часть КНР.
По словам господина Хаустова, в случае достижения договоренности партнером станет дочерняя структура CPTDC — Jinan Diesel Engine Co, расположенная в Пекине. Компания производит электрогенераторы для нужд нефтегазовой отрасли. JDEC является глобальным игроком, представленным на рынках более чем 40 стран, в том числе США, Италии, Японии и России.
Привлечь китайских машиностроителей, по мнению представителей "Звезды-Энергетики", должен поворот госмонополий к оборудованию российского производства: с начала года "Газпром" и "Роснефть" составляют конкурсную документацию таким образом, что произведенное за пределами России оборудование практически не имеет шансов выиграть тендер.
Кроме того, постановление правительства Российской Федерации N 719 от 17 июля 2015 года прописывает поэтапную локализацию продукции машиностроения. Так, к 2020 году стоимостная доля импортного товара не должна превышать 30%.
Проект локализации подразумевает три этапа.
На первом электроагрегат для будущей электростанции будут закупать в КНР. Российская сторона собирается выстраивать вокруг него обеспечивающие системы. Доля российской стороны в этом этапе — 30%.
Вторым этапом планируется довести долю отечественной продукции до 50%. Для этого руководство петербургского предприятия собирается наладить производство электроагрегатов, оставив JDEC производство мотора.
На третьем этапе уровень локализации должен достигнуть 70%, для чего нужны успехи смежных российских отраслей, в том числе литейной. На этом этапе китайцам хотят оставить только базовые блоки двигателя, используя отечественные картеры двигателя, головки блоков и другие комплектующие.
"Сегодня на изготовление одного мотора у нас уходит полгода. Китайцы производят 2,5 мотора в час. Через нас они хотят выйти к заказчику. Это вся нефтянка, стекольная, цементная и другая энергоемкая промышленность", — объяснил Николай Хаустов.
Местоположение будущего производства не определено. "Звезда-Энергетика" рассматривает предложения петербургских технопарков и ОЭЗ. Кроме того, у предприятия есть собственная земля, которая также может быть использована для строительства завода.
Соотношение капитала будет обсуждаться отдельно. Но на "Звезде-Энергетике" рассчитывают, что "контрольный пакет будет не у китайской стороны".
Чтобы узнать, насколько потенциальные заказчики заинтересованы в покупке российско-китайских электростанций, "Звезда-Энергетика" собирается к началу 2016 года построить пилотный образец электростанции с китайским двигателем.
""Звезда" и УДМЗ поставят новые дизельные двигатели на серийное производство только в 2018 году. Я не готов ждать до 2018 года, нам нужно работать и в 2016, и в 2017 году", — объяснил постановку сжатых сроков господин Хаустов.
Он не отрицает, что запуск совместного производства электроагрегатов может стоить части рынка петербургскому ОАО "Звезда" и Уральскому дизель-моторному заводу.
Китайские партнеры перспективу сотрудничества комментируют с большой осторожностью. "С нашей стороны не будет проблем ни по технологиям, ни по финансированию, ни по инженерии. Все зависит от условий российской стороны и общей политической ситуации", — заверил постоянный представитель CPTDC в Москве Лю Сяуду.
В данный момент стороны находятся на стадии переговоров, в ходе которых обсуждаются варианты, глубина и этапы совместного сотрудничества. Их успех будет зависеть как от заинтересованности китайской стороны в российском рынке, так и от готовности сторон идти на компромиссы.