Несмотря на официальный запрет в России на дистанционную продажу алкоголя, фонд «Тилтех капитал» основателя розничной сети «Вкусвилл» Андрея Кривенко решил инвестировать в подобный проект, пишет "Коммерсант". Фонд стал совладельцем онлайн-витрины Food & Wine, где также представлены элитные вина. Покупатель, совершая заказ на таких сервисах, как правило, оформляет доверенность курьеру забрать и привезти по указанному адресу. Это позволяет легитимизовать онлайн-покупки алкоголя.
ООО «Тилтех капитал» стало владельцем 20% ООО «Фуд энд вайн», следует из данных ЕГРЮЛ. Остальное принадлежит гендиректору компании Бориславу Меринову. Это юрлицо управляет винным бутиком премиум-класса под брендом Food & Wine в торгцентре «Отрада» на Пятницком шоссе в Красногорском районе Подмосковья. Но ключевой проект компании — онлайн-витрина Food & Wine, где представлены вино, крепкий алкоголь, пиво, безалкогольные напитки, а также продукты питания (сыры, мясные изделия, консервы и пр.). Стоимость самого дорогого вина на онлайн-витрине достигает 31 тыс. руб. за бутылку.
«Тилтех капитал» основан создателем сети «Вкусвилл» Андреем Кривенко, председателем совета директоров ГК «Агама» (поставщик морепродуктов) Юрием Алашеевым и главой медицинского НП «Центр высоких технологий "Химрар"» Андреем Иващенко. Фонд фокусируется на потребительских рынках. Под его управлением проекты на $50 млн, включая сеть сити-ферм «Местные корни», клиника доказательной медицины Docdeti и пр.
Официально дистанционная торговля алкоголем в России до сих пор запрещена. Но некоторые компании используют схему, по которой покупатель, совершая заказ, оформляет поручение или доверенность курьеру забрать его и привезти по указанному адресу. Кроме того, на онлайн-витринах можно забронировать алкоголь для самовывоза. Именно по такой схеме и работает Food & Wine: у компании есть своя курьерская доставка, но пока только в пределах МКАД.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает общий бюджет проекта примерно в 50 млн руб. с учетом всех расходов, включая формирование запасов продукции, аренду склада, алкогольную лицензию. По его мнению, Food & Wine придется столкнуться с серьезной конкуренцией с крупнейшими алкогольными импортерами и дистрибуторами, которые сами начали развивать розничные проекты, рассуждает эксперт. Так, Beluga Group Александра Мечетина управляет магазинами «Винлаб» (их около 600), у Simple — более 30 винотек.
По данным ЕГАИС, которые приводит ЦИФРРА, продажи вина в розничных сетях в январе—мае выросли на 6,57%, до 21,32 млн дал год к году. Но директор ЦИФРРА Вадим Дробиз ждет, что объем рынка упадет во втором полугодии из-за вступления в силу в конце июня нового закона «О виноградарстве и виноделии». Документ среди прочего запрещает называть российским вином напиток, сделанный не на 100% из российского винограда. Но в РФ своего виноматериала не хватает, потому предложение российского вина может сократиться в 1,5 раза, говорит господин Дробиз. Так, по данным ЦИФРРА, в 2019 году в России было продано около 55 млн дал вина, из которых 32 млн дал пришлось на местную продукцию.
Торговля вином тем временем становится популярным бизнесом. Так, своего винного дистрибутора AVE Wine создали бывшие акционеры аптечной сети «36,6» Владимир Кинцурашвили и Иван Саганелидзе. Онлайн-площадка по продаже вина от производителя DDWine появилась у холдинга ЭКС бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. А компания Романа Абрамовича «Грано» стала владельцем 70% в проекте «Виником», который также включает онлайн-витрину и винотеки Classica и Classica Bar.