Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'20
69
2 706
I кв.'20
106
5 489
IV кв.'19
193
9 173

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
CNOOC Арктик СПГ-2
2 550
Китайская национальная компания по разведке и разработке нефти и газа (CNODC)Арктик СПГ-2
2 550
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)Московский индустриальный банк (МИнБ)
2 048
  • Главная
  • Новости
  • Бывшие менеджеры Геннадия Тимченко стали совладельцами сервиса…

Бывшие менеджеры Геннадия Тимченко стали совладельцами сервиса такси «Сити-мобил»

23.11.2018, Mergers.ru

По данным газеты «РБК daily», компания «Сити-мобил», развивающая сервис заказа такси под брендом «Ситимобил», в начале ноября закрыла первый раунд инвестиций, который изначально оценивался в $35 млн.

«МегаФон», подконтрольный Холдинговой компании Юэсэм Алишера Усманова, и Mail.Ru Group (контрольный пакет голосующих акций принадлежит «МФ Технологии», среди владельцев которой — «МегаФон», Газпромбанк, госкорпорация «Ростех» и холдинг Усманова USM) получили в общей сложности 33,25% компании, хотя изначально претендовали на контрольный пакет.

Доля «МегаФона» и Mail.Ru Group опустилась ниже контрольной из-за появления нового инвестора — кипрского фонда WSFIS Global Opportunites Fund Ltd, получившего 17,08% «Сити-мобил», следует из данных СПАРК. Сделка была заключена 2 ноября 2018 года. Тогда же доля двух структур USM Усманова снизилась с 54,99 (данные на 1 июня 2018 года) до 33,25%.

Этот раунд инвестиций состоял из двух этапов — весеннего, когда в «Сити-мобил» вошли Mail.Ru Group и «МегаФон», и осеннего, по результатам которого акционером стал WSFIS, сказал представитель USM. По его словам, WSFIS подписал termsheet с «Сити-мобил» еще в январе 2018 года, раньше, чем Mail.Ru Group и «МегаФон».

Но свою долю фонд оплатил во время закрытия второго этапа — в октябре. Доли будущих были определены еще в начале раунда инвестиций, поэтому структуры USM изначально и не планировали получать контроль в «Сити-мобил», добавил собеседник.

Фонды WSFIS и Hermalor Investments (второму фонду принадлежит 37,5% «Сити-мобил», он аффилирован с основателями компании, сказал её акционер) специализируются на инвестициях в технологические проекты, заявил сооснователь и гендиректор «Сити-мобил» Арам Аракелян в пятницу, 16 ноября 2018 года. «Они были участниками инвестиционного соглашения с самого начала. Характер их участия был финансовый», — пояснил он.

По данным кипрского реестра компаний, WSFIS Global Opportunites Fund был создан в июне 2016 года, а среди его директоров значится Курт Сантей.

Он много лет работал управляющим директором «Волга Групп», которая управляет активами бизнесмена Геннадия Тимченко, и входил в советы директоров его компаний. Но летом 2014 года после введения западных санкций против бизнесмена ушел в отставку со всех постов.

WSFIS Global Opportunites Fund принадлежит кипрской WS Financial and Investment Services, созданной еще в 2003 году в качестве инвест-бутика по управлению активами и консалтингу для обслуживания клиентов в ЕС и СНГ.

В ее совет директоров входят Дэвид Савва, Денис Норенко и Андрей Малышев, следует из материалов компании. Согласно кипрскому реестру, Савва также является конечным совладельцем WS наряду с компанией Biarritz Group, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах (ее акционеры не раскрываются).

Он долго время был связан со структурами Тимченко, в частности был указан среди аффилированных лиц «Сибура» и «Стройтрансгаза», акционером которых является бизнесмен. А Норенко и Малышев, по данным СПАРК, аффилированы с «Морским портом Геленджик».

В августе 2018 года премьер Дмитрий Медведев назначил «Стройтрансгаз» единственным исполнителем госконтрактов на строительство береговой и морской инфраструктуры в этом порту.

«Часть из этих людей [Сантей, Савва, Норенко и Малышев] действительно являются бывшими сотрудниками компаний, связанных с господином Тимченко, либо в различное время выступали его партнерами по различным бизнесам», — заявил представитель «Волга Групп».

«Волга Групп» и Тимченко «не имеют отношения к упомянутым инвестиционным проектам [«Сити-мобил», «Порт Геленджик» и WSFIS]», — добавил он. Сам Тимченко заявил, что ничего не слышал про компанию «Сити-мобил» и не покупал в ней долю.

Сантей уже давно покинул группу «Волга» и не имеет отношения к ее бенефициарам, а в фонде WSFIS является независимым директором, заявил источник, близкий к акционерам «Сити-мобил».

Согласно реестру кипрских компаний, WS Financial and Investments Services в июне 2011 года получил кредит от кипрской «дочки» Газпромбанка GPB-DI Holding Limited на $10,6 млн, а залогом по этому кредиту стали 5,1 млн. акций нефтесервисной компании Eriell Group International (работает в России, Центральной и Южной Азии, Северной Африке и Европе).

Залог по-прежнему действует, указано в реестре. Газпромбанк — крупнейший акционер Eriell с долей 39,6%. В конце 2017 года Eriell заложила в этот банк 100% своей российской «дочки» «Эриэлл Нефтегазсервис». Но Газпромбанк «не имеет никакого отношения» к фонду WSFIS, заявил представитель банка.

Общий объем инвестиций в «Сити-мобил» со стороны структур USM Алишера Усманова составил около $30 млн., сказал представитель USM. Изначально они согласились инвестировать в компанию до $26 млн. (Mail.Ru Group — $12 млн., «МегаФон» — $14 млн.), но получили опцион вложить еще около $10 млн., отметил он.

Этим опционом на втором этапе воспользовалась только Mail.Ru Group, поэтому ее доля по итогам раунда оказалась выше, чем у «МегаФона» (17,65 против 15,61%), заключил собеседник.

Совокупный пакет обеих структур USM составил 33,26%, следовательно, всю компанию оценили примерно в $100 млн. Исходя из этой оценки, WSFIS Global Opportunites Fund должен был заплатить за свою долю (17,08%) около $17 млн.

Помимо изначально объявленных $35 млн. инвестиций было «дополнительное финансирование» на втором этапе, но его объем не раскрывается, сказал представитель «Сити-мобил». Он также отказался уточнить оценку компании, полученную по итогам привлечения инвесторов, и сколько заплатил WSFIS.

Привлеченные средства пойдут на развитие «Сити-мобил», в частности на выход в регионы, в первую очередь в Санкт-Петербург, заявил глава компании Арам Аракелян 16 ноября 2018 года. Сейчас она ищет представителей в 14 городах России. Он также отметил, что в долгосрочной перспективе «Сити-мобил» рассчитывает на расширение в СНГ и дальнее зарубежье.

В октябре 2018 года «Ситимобил» осуществил 2,4 млн. поездок в Москве, сообщала компания. Это в 1,5 раза больше, чем в июле (1,5 млн. поездок). Летом 2018 года «Сити-мобил» вышел на второе место по мобильной онлайн-аудитории в Москве, хотя и сильно уступал лидеру рынка — объединенной компании «Яндекс.Такси» и Uber.

Комментарий

По данным сервиса «Сравни такси», во втором квартале 2018 года приложения «Яндекс.Такси» и Uber получили 60% переходов из приложения «Сравни такси» с долей 60%, а «Сити-мобил» — 10%.

Третье место поделили Gett и RuTaxi (по 7%). Это данные на основе выборки около 1,5 млн. переходов в месяц, доля которых близка к долям поездок, указывал соучредитель «Сравни такси» Михаил Гейшерик.

Доля онлайн-приложений на рынке такси в России составляет около 20%, сказал аналитик SOVA Capital Александр Венгранович. В крупных городах этот показатель превышает 50%, то есть в регионах есть потенциал для роста, уточнил он.

«Хотя на рынке агрегаторов такси сильная конкуренция, а глобальный лидер — Uber — до сих пор не вышел на безубыточность, «Яндекс» показал значительное сокращение убытка от своего сервиса такси («Яндекс.Такси») в третьем квартале 2018 года и заявил, что в России этот бизнес вышел в плюс. Это значит, что на большом масштабе бизнес можно вывести на безубыточность», — подчеркнул Венгранович.

По его оценке, весь рынок такси в России по итогам года составит 700–800 млрд. руб.

«Это достаточно емкий рынок. Важно, что у «Сити-мобил» есть преимущество, благодаря наличию в составе акционеров «МегаФона» и Mail.Ru Group компания может получить широкий охват.

Например, приложение сервиса можно будет продвигать в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» (принадлежат Mail.Ru Group) или предлагать кешбэк на счет мобильного телефона за поездку на такси», — рассуждает эксперт.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст