Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 470,42  (+14,60%)
1 173,96  (+13,36%)
5 011,12  (-11,09%)
64 999,89  (+1 530,76%)
3 101,81  (+38,73%)
86,90  (-0,52%)
Источник Investfunds

Главным санатором российских банков останется АСВ

24.10.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», реформа института санации банков может закончиться столь же быстро и неожиданно, как началась.

Новая концепция реформирования института санации банков обсуждалась в среду - 19 октября 2016 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. На совещании выяснилось, что от громко обнародованной (на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге) и даже поддержанной на высшем уровне идеи ЦБ отстранить АСВ от новых банковских санаций участники дискуссии теперь склонны отказаться.

Ввиду не самой высокой эффективности санационных процессов, на которые затрачено уже около 1,6 трлн руб., ЦБ планировал взять управление процессом оздоровления банков в свои руки — через создание собственного фонда (который должен был входить в капитал санируемых банков) и собственной же управляющей компании.

Эта концепция обсуждалась несколько месяцев и по понятным причинам не вызывала энтузиазма ни в АСВ, ни в правительстве (особенно в Минфине, глава которого Антон Силуанов является председателем совета директоров АСВ), но позиции ЦБ считались фактически незыблемыми.

Новый согласованный участниками дискуссии подход предполагает сохранение за АСВ статуса института, курирующего санацию с рядом "но".

Во-первых, средства на оздоровление Центробанком будут выделяться не, как сейчас, банку-санатору, а напрямую — самому санируемому банку, видимо, во избежание злоупотреблений со стороны санаторов этими деньгами в собственных нуждах, о которых много официально говорилось в последнее время.

Правда, вопрос — будет ли при этом денежный поток на первом этапе проходить через АСВ, прежде чем поступить конечному получателю, как сейчас,— остается пока открытым.

Во-вторых, соглашаясь отказаться от своей первоначальной идеи прямо курировать санацию, ЦБ потребовал взамен косвенный контроль над процессом оздоровления — через большинство в совете директоров АСВ.

Сейчас большинство (7 из 13 членов совета директоров) у правительства, которое, по сути, является учредителем АСВ (агентство — государственная корпорация, созданная Российской Федерацией). Еще пять мест в совете — у ЦБ. Одно занимает генеральный директор АСВ (по должности).

Третье условие ЦБ — АСВ должно отдать банк "Российский капитал", который санирует в качестве собственника с 2008 года, другому инвестору.

"ЦБ уже год очень жестко выступает против схемы санации СУ-155, которую осуществляет сам "Российский капитал", потому что дыру в проекте надо закрывать через капитал банка, и совершенно понятно, что делать это — то есть осуществлять за свой счет еще и санации СУ-155 — ЦБ не хочет как по финансовым, так и по идеологическим соображениям",— говорит источник, близкий к регулятору. АСВ не против отказаться от "Российского капитала".

"Это большая головная боль для агентства и большая нагрузка,— указывает один из омведомлённых источников.— Менеджерам АСВ приходится участвовать во всех совещаниях по СУ-155 и утверждать решения. Это очень трудоемкий проект".

Более того, реальный объем дыры СУ-155 до конца не известен никому, и это только усиливает напряжение между сторонами.

"Фактически, "Российский капитал" в этой истории становится разменной монетой. С одной стороны, "Российский капитал" занялся этим проектом по поручению правительства, но без согласования с ЦБ, с другой — ЦБ, выступая с идеей нового механизма санации, ни с кем в правительстве предварительно ее не обсуждал, чем также вызвал большое недовольство",— поясняет один из источников, близких к банку, причины столь радикального разворота ситуации.

Правительство в результате "сохраняет лицо", ЦБ — более или менее без репутационных потерь отказывается от собственных слов. Впрочем, ЦБ все же оговорил за собой право создать управляющую компанию "как некий план Б", но этот план больше теоретический.

Кроме политических амбиций сторон у предложенного разрешения ситуации есть и объективные причины. С созданием фонда есть две ключевые проблемы — конфликт интересов функций надзора и оздоровления и необходимость внесения огромного количества изменений в действующее законодательство.

Это требует времени и серьезной работы, на время которых санационные процессы были бы фактически заморожены, в то время как не все проблемные банки могут подождать.

Эксперты считают достигнутый компромисс разумным.

"АСВ удалось отстоять свой функционал, потому что у него есть опыт и экспертиза в этом вопросе,— рассуждает старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings Александр Данилов.

— ЦБ не удалось отстоять самостоятельную структуру, но тем не менее регулятор получает желаемый контроль над процессом санации, а тот факт, что контроль над АСВ переходит от правительства к ЦБ, не столь критичен, так как вопрос санации банков должен курировать регулятор".

Впрочем, у новой концепции санации есть и критики.

"По сути, степень влияния ЦБ на санацию возрастет, и это самая большая ошибка — замкнуть на него процесс оздоровления: он и так не очень прозрачный, а в такой конфигурации совета директоров АСВ у внешних наблюдателей будет еще меньше объективной информации о том, как идет процесс оздоровления,— считает главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.

— Более того, контроль над процессом санации позволит ЦБ успешно скрывать огрехи собственного надзора, так как не будет внешней стороны, которая это может обнаружить, а проколы у надзора в последние пару лет стали слишком очевидными".

 Впрочем, Евгений Надоршин признает, что оздоровление через АСВ под контролем ЦБ все же лучше, чем тотальное управление Центробанком санацией через собственный фонд и УК.

Оставшийся вопрос — кому отдать "Российский капитал" — тоже практически решен. Главный претендент — Агентство по ипотечному жилищноме кредитованию (АИЖК). Эта тема как минимум два месяца обсуждается на совещаниях у Игоря Шувалова с участием АСВ, "Российского капитала" и АИЖК.

Вопрос о передаче "Российского капитала" другому инвестору планируется решить до конца текущего года. Глава АИЖК Александр Плутник при поддержке Минстроя видит синергию в приобретении этого актива.

Напомним, что незадолго до смены команды в АИЖК в 2015 году идея приобретения собственного банка активно обсуждалась прежним менеджментом АИЖК. Новый менеджмент тоже эту идею не оставил, тем более что сейчас у АИЖК есть большие амбиции по тому, чтобы занять существенную долю на рынке ипотеки, и в этом ему может помочь собственный банк.

""Российский капитал" может стать для АИЖК той кредитной организацией, через которую можно выдавать в больших объемах ипотечные кредиты, а потом секьюритизировать их в рынок,— говорит источник, знакомый с ситуацией.

— Если АИЖК удастся это осуществить и занять существенную долю на рынке, а агентство хочет стать сопоставимым по объемам ипотеки с госбанками, то это позволит ему диктовать правила игры на рынке и с ним придется считаться другим игрокам".

 

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст