Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 426,83  (-12,59%)
1 167,63  (+4,13%)
5 070,55  (+59,95%)
66 432,49  (+136,90%)
3 270,96  (+64,81%)
88,46  (+1,31%)
Источник Investfunds

НПФ «Благосостояние» готовит сделку на 35 млрд. рублей

24.06.2019, Mergers.ru

По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», НПФ «Благосостояние» договорился о продаже лизинговой компании «Трансфин-М» (ТФМ), рассказали несколько источников, близких к переговорам. По их словам, покупателем выступает проектная компания «ТФМ-Гарант».

70% этой компании принадлежит Алексею Тайчеру — бывшему главе крупнейшего железнодорожного оператора и «дочки» РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК), ныне советнику гендиректора ОАО РЖД на общественных началах, члену совета директоров ТФМ и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Он также является совладельцем железнодорожноого оператора «СГ транс».

Остальная доля у нового менеджмента ТФМ: членов правления - гендиректора Максима Анищенкова, его первого заместителя Александра Голанда и заместителя Ивана Благодатских. Сделка реализуется в формате MBO (management buy-out).

В НПФ подтверждают, что договоренность по сделке достигнута, но не раскрывают потенциальных покупателей. «Цена продажи около 35 млрд. руб., что соответствует коэффициенту к капиталу более 1,4. Это рекорд для финансового рынка на данный момент. К тому же часть стоимости была получена в виде дивидендов от ТФМ»,— уточняет представитель «Благосостояния».

Сделка в основном будет профинансирована за счет заемных средств, рассказывает собеседник, знакомый с ситуацией, ее профинансирует ВТБ, отмечает другой.

Сделка будет закрыта после согласования с ФАС, куда документы были поданы месяц назад. В ФАС сообщили, что изучают ходатайство.

«Направлены запросы заявителю с целью определения причин двукратного роста цен в цепочке посредников при передаче вагонов ТФМ под перевозку конечным грузоотправителям,— добавляют в ФАС.— Также будет изучен вопрос возможной координации ценовой политики с ГТЛК и ФГК».

«Трансфин-М» входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний, за 2018 г. лизинговый портфель вырос до 290 млрд. руб. ТФМ специализируется на операционной аренде и лизинге железнодорожной, авиационной  и автомобильной техники.

В рейтинге оперлизинговых компаний INFOLine за 2018 год «Трансфин-М» заняла второе место. У компании достаточно ликвидности, активы и обязательства сбалансированы по срокам, признавали в июне 2019 года аналитики «Эксперта-РА».

Общий парк вагонов в 2018 году составлял 53 тыс. шт. Общий парк вагонов компании на начало 2019 года составлял 61 000 шт. Частью парка управляют «дочки» лизинговой компании.

Согласно данным «Эксперт РА», доля техники в операционной аренде в портфеле составляла 46%, доля финансового лизинга железнодорожной техники и техники для иных сухопутных перевозок — 36,4%. Чистая прибыль компании за 2018 год составила 4,4 млрд. руб., в три раза больше, чем годом ранее.

«Благосостояние» продает лизинговый бизнес из-за особенностей регулирования НПФ. С 2018 г. ЦБ ввел стресс-тестирование пенсионных фондов, при наличии больших инвестиций в один актив пройти его сложно.

Из почти 400 млрд. руб. портфеля НПФ «Благосостояние» на вложения в акции и облигации «Трансфин-М» приходится 14–15%, в том числе на балансе фонда находится облигаций на 30 млрд. руб., говорит человек, близкий к фонду. Один из источников, знакомых с ситуацией, указывает, что договоренности по сделке, достигнутые с покупателем, решат эту проблему.

Центробанк указывал на необходимость снижения концентрации активов фонда, знает человек, близкий к «Трансфин-М», однако покупателей по устраивающей фонд цене долгое время найти не удавалось.

НПФ пытался продать компанию до стресс-теста 1 января 2019 года, следующий стресс-тест – 1 июля 2019 года. Важно, чтобы сделка состоялась до этого времени, говорит человек, близкий к фонду.

Представитель НПФ подтверждает, что компания продается «из-за большой концентрации на данную инвестицию, несмотря на высокие рейтинги, устойчивое финансовое положение и высокий уровень дивидендных выплат (2,2 млрд. руб. в 2018 году)».

Переговоры о продаже велись почти полтора года, среди возможных покупателей были Сбербанк, ВТБ, ГТЛК, структуры господина Тайчера. Обсуждаемая цена находилась в диапазоне 33–38 млрд. руб., а сам НПФ ориентировался на 37,5 млрд. руб. Не исключалась и продажа по частям.

Новые собственники покупают компанию целиком.

Представитель «Трансфин-М» обещает, что со сменой владельцев компания не уйдет с лизингового рынка. Об этом же говорит и источник, близкий к НПФ «Благосостояние».

Источник, знакомый с планами ТФМ, отмечает, что покупатели планируют сосредоточиться на двух направлениях: финансовом лизинге и оперировании железнодорожным подвижным составом (последним ТФМ ранее не занимался).

В части лизинга это финансирование инфраструктуры для транспортировки грузов от «первой» до «последней» мили, которое включает в себя финансирование подвижного состава, портовое оборудование для перевалки и транспортировки грузов, угледобывающую спецтехнику, морские суда.

Как считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «Алексей Тайчер в этой ситуации выступает своеобразным "белым рыцарем", помогая акционерам НПФ сразу решить ряд проблем» При этом, по его словам, «дисконта, вопреки норме последних сделок, нет, и реструктуризация долга не требуется».

НПФ собирается вложить вырученные средства «в высоколиквидные рыночные инструменты». Но как указывает управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов, «у фонда исторически сохраняется высокая концентрация на недостаточно ликвидные активы, поэтому можно ожидать выхода из подобных инвестиций».

Комментарий

За последние 1,5 года в России ставки предоставления вагонов на полувагоны, которых больше всего в парке «Трансфрн-М», выросли примерно 20–25%, крытые вагоны – примерно на 30–35%, нефтеналивные цистерны – на 40–45%, приводит данные гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Ставки росли, главным образом, из-за увеличения грузооборота на сети РЖД, замедления оборота вагонов и общего взрывного роста цен на комплектующие, поясняет эксперт. По его словам, во II квартале 2019 г. ставки предоставления полувагонов стабилизировались, а при погрузке из Кузбасса в южном и западном направлении начинают снижаться из-за падения цен на уголь ниже $50 на рынке Европы.

По мнению Бурмистрова, у ФАС нет оснований не одобрить сделку. Тайчер с декабря 2018 г. работает советником гендиректора РЖД, то есть не аффилирован с монополией, а текущий его бизнес не пересекается с «Трансфин-М».

Он связан с цистернами для перевозки сжиженных углеводородных газов, в то время как в парке «Трансфин-М» превалируют полувагоны и нефтеналивные цистерны, а также присутствуют крытые вагоны и платформы, поясняет Бурмистров.

С приходом Тайчера ставки аренды и предоставления парка «Трансфин-М» вряд ли будут расти и могут даже снизиться, считает Бурмистров.

С учетом высокой долговой нагрузки компании и выбранной конструкции сделки – привлечение управляющих партнеров из числа действующих менеджеров с покупкой долей за кредитные средства – новые собственники «Трансфин-М» будут делать все, чтобы не потерять клиентов и обеспечить полную загрузку всех вагонов, рассуждает эксперт. Это в конечном счете позволит быстрее расплатиться по долгам, замечает он.

Опыт «СГ-транса» показывает, что Тайчер «играет в долгую» и умеет выстраивать отношения с ключевыми заказчиками, продолжает Бурмистров: пример тому созданное в 2018 г. транспортное СП с главным клиентом «СГ-транса» – «Сибуром» (Нефтехимическая транспортная компания).

Эксперт считает, что компанию ждет реструктуризация бизнеса и изменение стратегии – например, она может отказаться от лизинга авиационной техники, усилив помимо ключевого вагонного бизнеса еще и позиции в перспективном водном транспорте.

 

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст