Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
69
8 090
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
91
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 501,89  (+15,63%)
1 211,87  (+3,93%)
5 303,27  (+6,17%)
66 962,23  (-59,61%)
3 121,56  (-4,46%)
83,96  (+0,69%)
Источник Investfunds

Positive Technologies начнет торги на бирже 17 декабря

16.12.2021, Mergers.ru

Компания в сфере кибербезопасности «Группа Позитив» выйдет на публичный рынок необычным способом: она проведет прямой листинг и предоставит частным инвесторам самим определить стоимость компании. Торги начнутся в пятницу, 17 декабря, стало известно Forbes.

Начало торгов акциями любой компании на бирже сопровождается ударом в колокол. Так бывает всегда, когда компания проводит IPO или SPO. Но если акции на торговую площадку попадают через прямой листинг, никакого удара колокола эмитенту не полагается. Positive Technologies решила, что удар в колокол все равно будет, пусть и не на бирже: в колокол решено было ударить в офисе компании в пятницу, 17 декабря, в 11:00, когда на Московской бирже начнутся торги бумагами компании. Его пришлось отлить специально, потому что на всех готовых была надпись «Спаси и сохрани».

Positive Technologies начала говорить о возможном IPO еще в начале этого года, тогда же начались встречи с банками. Но в апреле США включили компанию в санкционный список. Основатель компании Юрий Максимов в разговоре с Forbes утверждает, что запланировал прямой листинг на российской бирже еще до того, как компания попала под санкции. По его словам, компания работает «в чувствительной геополитической области». «Идет геополитическое противостояние, и, полагаясь на западный капитал, ты вводишь очень большое неизвестное в свою жизнь», — добавляет он.

«Мы уже видим, что американский капитал начал уходить из России и акции российских компаний обрушились. Российская компания, которая никак не связана с Западом, все равно от него зависит. Мы для себя решили, что будем выходить на российскую биржу и привлекать российские деньги», — рассказывает Максимов. Он сетует, что российских фондов мало, поэтому скопировать западную модель невозможно, но зато в России много денег у частных инвесторов. «Вопрос в том, как привлечь их так, чтобы частникам было комфортно», — говорит он. По словам Максимова, форма IPO для российских частных инвесторов не подходит — цену определяют фонды, а частные инвесторы «ведомы ими» и «играют второстепенную роль». Максимов уверен, что если частных инвесторов правильно проинформировать, то они сами способны принять решение о стоимости бумаг. «Таким образом, мы пришли к модели прямого размещения», — подчеркивает он.

В пятницу, 17 декабря, продавать акции будут миноритарные акционеры, которых у компании около 1400 человек. В их руках сосредоточено около 30% акций. По расчетам компании, free-float (доля акций, находящихся в свободном обращении) «Группы Позитив» составит 10,89% акций.

Компания выходит на биржу, не имея предварительно установленной цены, как это обычно бывает во время IPO, и попробует найти эту цену прямо во время торгов. «Наша идея с таким определением цены рыночная до предела, по заветам Айнд Рэнд, но инфраструктура в России оказалась не готова к этому», — рассказывает генеральный директор компании Денис Баранов. «Главная наша идея в том, что мы не делаем привычное всем IPO, — добавляет Максимов. — До момента выхода на биржу не было никаких сделок, где какие-то инвесторы купили акции и сформировали цену. Мы делаем первое прямое размещение в России».

По словам Максимова, при прямом размещении акций происходит то, что задумано «самой природой биржи» — справедливую стоимость бумаг определит рынок за счет соотношения спроса и предложения. «Биржа — это лучший механизм, который придумала цивилизация для определения цены компании, но вместо этого механизма нам предлагают: «Проведите IPO, договоритесь с умными банкирами, что-то им продайте и получите оценку не в результате справедливого поиска цены, а за счет предварительных договоренностей и торга». Они хотят на этом заработать, так мир устроен», — рассуждает Максимов. Он подчеркнул, что к прямому размещению на рынке оказалась не готова даже инфраструктура. «Мы, как первопроходцы, вынуждены встраиваться в существующие регламенты», — говорит он. Поэтому компания указала начальную цену, от которой будет рассчитываться диапазон торгов.

Торги начнутся с нижней границы диапазона, который определен как $0,6-1,4 млрд. Для того чтобы обеспечить достаточный объем предложения в первый день и определить цену компании, крупные акционеры формируют пул акций, из которых будут сделаны заявки на продажу в ценовом диапазоне оценки компании от $625 млн до 1,4 млрд с шагом в $25 млн. Заявки будут выставлены равными пакетами.

«Диапазон $0,6-1,4 млрд выбран как наиболее подходящий для поиска цены первого дня. Во второй и последующие дни торговый диапазон будет рассчитываться с учетом результатов торгов предыдущего дня. Таким образом, мы рассчитываем, что за некоторое время рынок определит справедливую стоимость компании», — пояснил Максимов. Он подчеркивает, что компания заинтересована в поиске истинной цены, а не искусственном ее поддержании.

На вопрос будут ли миноритарии продавать акции, Баранов и Максимов говорят, что они делали опрос среди миноритариев компании и с точностью «до миллиметра» понимают, каким будет объем предложения и по каким ценам. При этом Баранов подчеркивает, что миноритарии не обязаны продавать акции. «Наши акционеры — это наши сотрудники, которые получают обычную зарплату, у них есть простые человеческие желания — закрыть ипотеку или купить сумку Louis Vuitton, но мы никак их не стимулировали продавать. У каждого есть в голове своя оценка компании, и цена, по которой он готов продать. Когда акционеров много, начинают работать законы больших чисел», — поясняет он.

А у российских инвесторов, полагает Максимов, есть большой интерес к инвестициям в российский же хай-тек: потенциальных инвесторов у «Группа Позитив» много, поскольку компания достаточно известна на рынке и организовывает оффлайн и онлайн-мероприятия для десятков тысяч человек, которые могут захотеть приобрести долю в компании. «И вот в пятницу, в 11:00, продавцы и покупатели придут на биржу и будут знакомиться друг с другом». Максимов считает, что таким образом Positive Techologies прокладывает путь другим эмитентам, которые захотят повторить их опыт. И готов «набить шишки» на этом пути.

В феврале 2021 года Forbes оценил «Группу Позитив» в $580 млн — компания заняла 15-е место в рейтинге «30 самых дорогих компаний Рунета», сам разработчик оценивает себя в $1 млрд. 14 декабря компания объявила о регистрации проспекта ценных бумаг в Центральном банке, завершении регистрации ПАО «Группа Позитив» и намерении получить листинг обыкновенных акций на Московской бирже.

В 2020-2021 году на рынке было необычно много прямых размещений на биржах (среди примеров — Palantir, Roblox, Coinbase), и все они были чрезвычайно успешны, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. На такую процедуру, как правило, решаются крупные и уверенные в себе компании с очень сильными брендами и лояльной пользовательской базой, отметил он. «Positive Technologies претендует на статус такой же компании и хочет стать символом отрасли», — полагает Делицын.

Главным минусом прямого размещения считается отсутствие в этой процедуре андеррайтеров — крупных банков, таких как J.P. Morgan и Goldman Sachs, которые приводят на IPO своих клиентов и объясняют им, чем хороша та компания, которая выходит на биржу. «Как правило, андеррайтеры на IPO занижают оценку, чтобы предоставить существенную скидку для своих клиентов. Компании соглашаются на эти условия ради успешного IPO, поскольку на фондовом рынке бумаги будут торговаться по более высокой цене, и ради привлечения интереса к индустрии. Прямое размещение в основном проводят те, кто достаточно уверен в себе и не хочет давать скидку клиентам андеррайтеров», — объяснил Делицын.

Он считает, что у Positive Technologies много объективных факторов, чтобы провести успешное размещение акций — в России не так много крупных IT-компаний, и интерес к сфере информбезопасности у инвесторов постепенно растет. Делицын отметил, что за полтора года пакет из 18 проанализированных им крупнейших публичных ИБ-компаний вырос на 60%. Тем не менее для инвесторов Positive Technologies — это вложение средств на 5-10 лет, а российские инвесторы, как правило, рассчитывают получить прибыль за гораздо меньший срок.

Поскольку Positive Technologies попала под санкции, привлечение больших денег на Западе от иностранных фондов будет затруднено, если вообще возможно, рассказал директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров.

Компания делает прямой листинг, чтобы дать возможность заработать менеджменту и бывшим сотрудникам, считает он. «Мы будем наблюдать, по какому мультипликатору инвесторы оценят группу, так как таких прецедентов размещения санкционных компаний не очень много на мировых биржах, тем более на отечественном рынке. Более того, низкий free-float (около 10-11%) предполагает малую ликвидность, а на это смотрят крупные институциональные инвесторы, принимая решения об инвестировании», — отметил Асатуров.

Positive Technologies попала в американский санкционный список в апреле 2021 года вместе с еще пятью компаниями. Ее обвинили в работе с российскими властями и проведении конференций, на которых спецслужбы страны вербуют технических специалистов. В интервью РБК Максимов отметил, что санкции положительно сказались на планах выхода на биржу, поскольку «реализованная угроза перестает быть угрозой».

По словам Максимова, после введения санкций Positive Technologies потеряла нескольких заказчиков, которые приносили около 2% выручки, но сейчас санкции США уже не влияют на деятельность компании. «После крымских событий мы разделили бизнес — до этого мы позиционировали себя как международную компанию, и у нас были юрлица в других странах. Но сейчас мы стали полностью российским разработчиком, который продает свои решения за рубеж тем, кто ищет альтернативу западным разработкам», — рассказал Максимов, отметив, что продал свою долю в зарубежных юрлицах миноритариям.

В III квартале 2021 года «Группа Позитив» получила выручку 1,3 млрд рублей, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Валовая прибыль выросла на 40%, до 1,1 млрд рублей, EBITDA на 58%, до 447 млн рублей.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст