Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'23
96
10 061
III кв.'23
90
7 160
II кв.'23
107
5 397

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 312,77  (+8,68%)
1 128,26  (-1,69%)
5 248,49  (+44,91%)
71 288,26  (+2 393,90%)
3 580,30  (+72,29%)
85,41  (-0,84%)
Источник Investfunds

«Ростех» выкупит у группы ИСТ миноритарный пакет в Объединенной вагонной компании

21.12.2018, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», «Ростех» выкупает долю группы ИСТ Александра Несиса (9,33%) в ОВК. В госкорпорации пояснили, что сделку на днях одобрило правление. Фактическим покупателем выступит структура входящего в «Ростех» УВЗ — «Омсквагонмаш», средства выделят из бюджета госкорпорации в виде целевого займа.

Подписание обязывающих документов планируется до конца недели (23.12.2018 г.), расчеты отнесены на январь 2019 года. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Заместитель гендиректора «Ростеха» Дмитрий Леликов отмечает, что по стратегии развития госкорпорации доля гражданской продукции в общем объеме производства к 2025 году должна достигнуть 50%.

«Высокотехнологичное вагоностроение является для нас одним из ключевых направлений производства,— пояснил топ-менеджер.— Усиление позиций "Ростеха" в этой сфере требует привлечения дополнительных компетенций со стороны других участников рынка. Этим обусловлено намерение корпорации войти в капитал ОВК».

В группе ИСТ также подтвердили сделку: «Это элемент стратегии группы: она создает бизнес с нуля, развивает его и потом монетизирует, продавая либо стратегическому инвестору, либо на международном рынке».

Теперь ИСТ планирует сконцентрироваться на новом проекте по добыче и переработке редкоземельных металлов — освоении Томторского месторождения в Якутии, которое ведет ООО «Триарк Майнинг» (у ИСТ — 50% плюс одна акция, у «Ростеха» — 25% плюс одна акция).

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, «Ростех» в перспективе может увеличить долю в ОВК, но не выйдет за пределы блокпакета — в частности, потому что иначе возникнет риск попадания компании под санкции, а у нее много международных контрактов. Но даже блокпакет даст необходимый уровень менеджерского контроля.

До сделки 24,3% ОВК принадлежало ФК «Открытие», 19% — ООО «УК "Север ЭМ"», 7,9% — «Открытие Холдингу», 5,7% — «Сафмар финансовые инвестиции», 6,6% находилось у других стратегов, 0,03% — у менеджмента, 27% — в свободном обращении.

В «Открытии» “Ъ” заверили, что не планируют продавать пакет. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что УК «Север ЭМ» также не собирается избавляться от акций (получить комментарий в УК не удалось).

НПФ «Доверие» и НПФ «Сафмар» (входят в группу «Сафмар» семьи Гуцериевых) находятся в корпоративном конфликте с ОВК, требуя выкупа принадлежащих им около 10% акций по 797,2 руб. за бумагу. Представители НПФ заявили, что продолжат «защиту интересов застрахованных лиц в порядке, предусмотренном законодательством».

По мнению представителя пенсионного дивизиона «Сафмара», именно корпоративный конфликт привел к резкому падению в этом году капитализации ОВК. На момент закрытия биржи 20.12.2018 г. бумаги ОВК торговались по 381,6 руб. за штуку, что дает стоимость продаваемого пакета — 4,13 млрд. руб., но, допустим, по цене, требуемой «Сафмаром», она составит 8,6 млрд руб. Но источник “Ъ”, знакомый с условиями сделки, говорит о дисконте даже к рыночной цене.

Группа ИСТ, несмотря на постоянное снижение своей доли и ее скромный размер в итоге, фактически контролировала ОВК, говорит источник “Ъ” среди покупателей вагонов.

При этом компания 20 декабря 2018 года объявила о смене гендиректора: возглавлявшего ее более шести лет Романа Савушкина сменил Тимофей Хряпов — председатель правления, первый вице-президент группы «Арети» Игоря Макарова.

Господин Хряпов работал в Evraz, «Стройтрансгазе», а после продажи «УВЗ-Логистик» (переименована в «Модум-Транс») возглавил ее совет директоров. Кем предложена его кандидатура, в ОВК не поясняют, стороны сделки вопрос также не комментируют.

Комментарий

Возможность объединения ОВК и УВЗ «на стратегическом уровне» создает «серьезные риски монополизации» — особенно в сегменте инновационных вагонов, где два производителя не имеют существенных конкурентов, говорит один из источников “Ъ”.

Другой собеседник “Ъ” уточняет, что, по недавнему исследованию ИПЕМ, цена инновационного полувагона от ноября 2017 года к ноябрю 2018 года выросла более чем на треть, до 3,9 млн. руб.

На ОВК и УВЗ приходится до 60% выпуска вагонов в РФ, подтверждает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но эксперт не видит рисков ущемления конкуренции, поскольку компании занимают разные ниши — ОВК выпускает парк с увеличенной грузоподъемностью, в том числе спецпарк, и поставляет полувагоны по крупному долгосрочному контракту ГТЛК, а УВЗ закрывает потребности рынка в типовых полувагонах.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст