Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 449,77  (+10,01%)
1 186,79  (+8,10%)
5 048,42  (-23,21%)
63 799,64  (-90,94%)
3 130,40  (-12,06%)
89,11  (+1,21%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Совладелец железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев продаст…

Совладелец железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев продаст контроль в автотранспортной компании Globaltruck группе "Монополия"

05.04.2023, Mergers.ru
Сооснователь и акционер железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев ведет переговоры о продаже автомобильного грузоперевозчика Globaltruck группе «Монополия». Об этом РБК рассказали два источника, близких к одной из сторон сделки и ее инвестиционному консультанту, а также два топ-менеджера других российских автотранспортных компаний. Подписание обязывающих документов планируется в течение нескольких недель, уточняет один из них.

По словам собеседников издания, владельцы Globaltruck обсуждают продажу компании примерно с середины 2022 года. «Нам поступало предложение приобрести контроль в Globaltruck, но мы посчитали его нецелесообразным», — подтверждает президент автотранспортной компании ITECO Евгений Бабаев, не раскрывая деталей.

Globaltruck (ПАО «Глобалтрак Менеджмент») — единственная российская публичная автотранспортная компания, работающая в сегменте FTL (Full Truck Load — полная загрузка машины). Свою историю группа начала в 1929 году с основания конного двора при строительстве крупнейшего в Советском Союзе завода — Уральского завода тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (ПО «Уралмаш»), указано в отчетности Globaltruck. В 2012 году происходит реструктуризация группы, по итогам которой на Кипре создается компания GT Globaltruck Ltd. В результате контролирующим акционером группы стал Александр Елисеев. В 2017 году на Московской бирже состоялось IPO «Глобалтрак Менеджмент». По данным Globaltruck, 61% акций принадлежит GT Globaltruck Ltd (Елисееву), 31% — у других инвесторов, среди которых фигурировал Российский фонд прямых инвестиций (его представитель отказался от комментариев). В январе—июне 2022 года выручка Globaltruck составила 6,145 млрд руб., чистая прибыль — 17,9 млн руб., чистый долг — 2,77 млрд руб. (на 30 июня 2022 года), говорится в отчетности компании по МСФО.

Основной денежный поток группы «Монополия» формирует платформа Monopoly.Online (онлайн-экспедитор, который распределяет заявки владельцев грузов между перевозчиками). Ее выручка в 2021 году выросла на 45%, почти до 28 млрд руб., обеспечив 70% общей выручки группы, а чистая прибыль составила 35 млн руб. (-1,1%), рассказывал РБК прошлой осенью представитель «Монополии». «Монополия» принадлежит кипрской Glazifer Limited, которую контролируют основатели группы — глава ее совета директоров Илья Дмитриев и гендиректор Екатерина Михайлова, а также Acmero Capital Симана Поваренкина и Baring Vostok.

Исходя из стоимости одной акции компании 72,6 руб. на 3 апреля на Московской бирже стоимость контрольного пакета, принадлежащего GT Globaltruck Ltd Елисеева, составляет около 2,589 млрд руб. Но источник, близкий к одной из сторон сделки, утверждает, что бизнесмен получит больше за свой пакет.

Исходя из текущей капитализации Globaltruck на бирже, стоимость 100% компании составляет 4,2–4,3 млрд руб., что можно рассматривать как базовую оценку, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В большинстве случаев контрольный пакет акций публичной компании продается со скидкой, но премия возможна в случаях, если капитализация не вполне адекватно отражает стоимость ее бизнеса, например из-за страновых рисков или уникальной бизнес-модели (чего в Globaltruck не прослеживается), а также если продавец и покупатель видят возможности роста стоимости бизнеса с учетом, например, синергетического эффекта (такой вариант при продаже пакета Globaltruck профильному игроку представляется вполне вероятным)», — поясняет он. По его мнению, в рамках этой сделки весь Globaltruck могут оценить в 4–5 млрд руб.

Собственные активы группы составляют более 1240 тягачей (в основном Volvo и Scania), из них 474 тягача переоборудованы в биотопливный режим, 95 тягачей функционируют на метане, остальной парк функционирует на дизельном топливе, указано в отчетности Globaltruck. Средняя стоимость автомобиля из парка компании превышает 10 млн руб. за машину, говорит источник в одной из лизинговых компаний. То есть только грузовики можно оценить более чем в 12 млрд руб.

Сложившиеся условия (санкции, волатильность на финансовых и товарных рынках) создают неопределенность в отношении спроса на услуги компании, международных перевозок, обновления подвижного состава группы Globaltruck и приобретения запасных частей для поддержания подвижного состава в рабочем состоянии, указано в отчетности компании.

Собеседники РБК также объясняют продажу Globaltruck, чей парк состоит из грузовиков европейского производства, сложностями с ее дальнейшим развитием из-за ухода западных автопроизводителей из России в условиях санкций. «Globaltruck эксплуатирует технику западного производства, а наши клиентские базы пересекаются», — замечает Бабаев. По его словам, в текущих условиях менеджмент ITECO (в собственном парке 3,3 тыс. грузовых автомобилей) принял решение купить еще 1,4 тыс. новых автомобилей «КАМАЗ», а не Globaltruck с сопоставимым размером парка.

При этом группа «Монополия» заинтересована в приобретении Globaltruck в первую очередь для получения доступа к ее парку, полагают источники РБК в автотранспортных компаниях. Сейчас на рынке есть дефицит техники, отмечает партнер Strategy Partners Анатолий Грек. По словам представителя автолизинговой компании «Европлан», отложенный спрос на новые грузовики копится с 2020 года, когда рынок впервые столкнулся с дефицитом техники. Причем эта ситуация наложилась на «серьезное устаревание» парка российских грузовиков.

«Отрасль большая, и она должна работать на качественных производственных средствах. В настоящее время в стране более 41% эксплуатируемых грузовиков старше 15 лет», — указывал директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Семенов. В течение 2022 года на российском рынке активно укрепляли свои позиции китайские производители, которые будут и дальше замещать грузовики труднодоступных сегодня марок, сказал представитель «Европлана».

Продажа Globaltruck не окажет влияния на рынок, потому что этот игрок заметный, но не очень большой, полагает Бурмистров. «При этом сейчас есть проблемы с вывозом контейнеров из портов по железной дороге. Поэтому у рынка автоперевозок, включая FTL-сегмент, очень хорошие перспективы, несмотря на серьезные проблемы с ростом расходов из-за подорожания автомобильных запчастей», — заключает эксперт.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст