«Приватизация должна решать конкретные стратегические задачи того или иного общества. Я категорически не согласен, что приватизация это только для того, чтобы как можно больше приватизировать государственного имущества. И соответственно не может быть единого похода к этому процессу в разных странах», - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, выступая на круглом столе «Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов» 10 октября 2012 года в Москве. Об этом говорится в пресс-релизе ОАО РЖД.
В качестве примера Владимир Якунин привел опыт Китая, власти которого не приватизировали ни одной стратегической отрасли. Государство открыло частную инициативу в области малого, среднего и высокоэффективного технологического бизнеса, оставив все остальное под контролем государства. При этом эффективное сотрудничество между государством и бизнесом осуществляется в рамках организации «Клуб 600», в которую входят на паритетной основе высшие чиновники и бизнесмены.
Владимир Якунин отметил, что высокая нестабильность мировой экономики заставляет самым серьезным образом целесообразно рассматривать инвестиции в инфраструктурные отрасли.
«Если мы сейчас приватизируем 25% минус 1 акция ОАО «РЖД», мы выручим денег меньше, чем годовая инвестиционная программа компании. При этом, когда мы приватизировали такие активы как «ТрансКонтейнер», «Первая грузовая компания», мы по сути дела ликвидировали источники доходов для компании. И тем самым возросла нагрузка на правительство с точки зрения финансирования инвестиций в инфраструктуру», - заявил президент ОАО «РЖД».
«Сегодня РЖД работает на открытом конкурентном рынке. Нас «просвечивают» не только участники транспортного рынка и Правительство РФ, но и рейтинговые агентства, аудиторские компании. Мы размещаемся лучше, чем любая частная компания. Только сегодня мы закрыли книгу в Лондоне по дополнительному размещению еврооблигаций в долларах США с доходностью 4,05% на 10 лет - уникальная сделка в истории России. Это свидетельствует о том, что система взаимодействия государственного стратегического планирования отрасли вообще и управления, которое осуществляется менеджментом компании, идут по одному вектору», - подчеркнул Владимир Якунин.
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 год входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.
1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО «РЖД». Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ составляет около 42 %, в пассажирообороте — около 33 %.
ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 тыс. км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По протяжённости электрифицированных магистралей (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире. По состоянию на конец 2007 года компания присутствовала в 79 субъектах России и планировала экспансию ещё в пять.
Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более половины грузовых и большая часть пассажирских вагонов в РФ. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.
Финансовые показатели ОАО «РЖД» по МСФО за 2009 год: выручка - 1,334 трлн. руб, операционные расходы - 1,135 млрд. руб, операционная прибыль - 198,9 млрд руб, чистая прибыль - 208,3 млрд руб. В 2011 году грузоперевозки РЖД составили около 1,4 млрд тонн. Пассажирские перевозки за 2011 год достигли 992,4 млн человек. Средняя зарплата по сети на октябрь 2011 — 31 тыс. руб в месяц.