Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'20
69
2 706
I кв.'20
106
5 489
IV кв.'19
193
9 173

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
CNOOC Арктик СПГ-2
2 550
Китайская национальная компания по разведке и разработке нефти и газа (CNODC)Арктик СПГ-2
2 550
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)Московский индустриальный банк (МИнБ)
2 048
  • Главная
  • Новости
  • «Яндекс» заинтересован в покупке доли Uber в совместном предприятии

«Яндекс» заинтересован в покупке доли Uber в совместном предприятии

25.06.2020, Mergers.ru

«Яндекс» очень заинтересован в увеличении своей доли в «Яндекс.Такси», заявил операционный и финансовый директор «Яндекса» Грегори Абовский во время конференц-совещания компании, передает корреспондент РБК. Таким образом Абовский ответил на вопрос, обсуждается ли «развод» «Яндекс.Такси» с Uber.

«Мы очень заинтересованы в увеличении нашей доли в «Яндекс.Такси». Это вопрос, сможем ли мы договориться о цене, которая всех устроит», — уточнил Абовский. Он также отметил, что компания находится в постоянном диалоге с Uber.

На вопрос, сможет ли Uber вновь выйти на российский рынок в случае развода с «Яндексом», представитель последнего прямо не ответил. Он лишь сообщил, что компания продолжает использовать бренд Uber в России и СНГ и намерена это делать в течение какого-то периода времени.

О возможной покупке «Яндексом» доли Uber в совместном предприятии MLU B.V. (управляет сервисами «Яндекс.Такси» и Uber в России и странах СНГ) в первой половине июня сообщил Bloomberg со ссылкой на источники. Uber принадлежит 38%, на 31 марта компания оценивала свою долю в $1,24 млрд, сообщало издание.

По данным Bloomberg, выкуп доли Uber рассматривался как альтернатива IPO «Яндекс.Такси», хотя компания не исключала будущее первичное публичное размещение.

Во время конференц-совещания 24 июня управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян отметил, что IPO «Яндекс. Такси» сейчас не стоит на повестке.

Сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber была закрыта в феврале 2018 года. Кроме российского в объединении также участвовали бизнесы компаний в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции Uber составили $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

В мае 2018 года глава новой компании Тигран Худавердян говорил РБК, что в тех городах, где поездки осуществляются через новую платформу, увеличилось совокупное количество водителей на линии. Также, по его словам, в таких городах время ожидания машины составляло от трех до трех с половиной минут. В населенных пунктах, в которых объединение на тот момент не произошло, но сервис такси достаточно развит, время ожидания составляло от четырех до пяти минут.

Чуть больше чем через год после объединения Uber сообщила, что ее доля в чистом убытке совместного предприятия с «Яндекс.Такси» в 2018 году составила $42 млн.

«Яндекс» сейчас также находится в процессе раздела совместных активов со Сбербанком. «Яндекс» выкупит у банка 45% «Яндекс.Маркет», а Сбербанк, в свою очередь, выкупит 25% плюс 1 руб. в «Яндекс.Деньги». Сделку предполагается закрыть в третьем квартале 2020 года.

Для финансирования своего бизнеса в дальнейшем «Яндекс» решил разместить вновь выпущенные акции класса А и таким образом привлечь инвестиции в размере $800 млн.

По просьбе издания аналитики оценили финансовые возможности «Яндекса» выкупить доли и в «Яндекс.Маркет», и в «Яндекс.Такси». По словам аналитика Альфа-банка Анны Курбатовой, на конец первого квартала у «Яндекса» было 197 млрд руб. на счетах, из них 30,6 млрд руб. — на балансе «Яндекс.Такси». После продажи акций на $800 млн к этой сумме прибавится еще около 56 млрд руб., а после продажи доли в «Яндекс.Деньги» — еще более 2 млрд руб. «После оплаты 45% «Яндекс.Маркет» у «Яндекса» останется еще около 230 млрд руб. с учетом средств на балансе «Яндекс.Маркет». Мы оцениваем стоимость доли Uber в «Яндекс.Такси» в размере около 90 млрд руб., но это довольно консервативная оценка. В рамках сделки «Яндекс», скорее всего, заплатит не менее 115–120 млрд руб. Но, в любом случае, у компании останутся еще средства на балансе», — отметила Курбатова.

Аналитик «Атона» Виктор Дима считает, что «Яндекс» готовит сумму, которая в случае намерения заключить сделку позволила бы ему выкупить долю в «Яндекс.Такси». «Яндекс» заинтересован в выкупе доли Uber, вопрос — захочет ли компания продавать свою долю», — рассуждает аналитик. По его словам, если весь бизнес «Яндекс.Такси» оценивается в $6–8 млрд, то доля Uber составляет не меньше $2,28 млрд.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин напомнил, что доля Сбербанка в «Яндекс.Маркет» оценивается в 45 млрд руб., что практически равняется той сумме, которую «Яндекс» планирует привлечь после продажи акций. Если учесть, что доля Uber в «Яндекс.Такси» составляет $1,5–3 млрд, то общие траты превысят доход от продажи акций, рассуждает Либин. При этом аналитик напоминает, что у компании есть и собственные средства.

«Сделка со Сбербанком по крайней мере анонсирована. С Uber есть потенциальная возможность, но о конкретных обсуждениях пока неизвестно. Вполне возможно, у них есть right of first refusal (право получить предложение от партнера на выкуп его доли до предложения третьим сторонам. — РБК) и «Яндекс» сможет в преимущественном порядке купить долю Uber», — отметил Либин.

Аналитик Газпромбанка Анна Куприянова, в свою очередь, отмечает, что на конец первого квартала 2020 года чистая денежная позиция «Яндекса» составляла 111 млрд руб. «Это большая сумма. У них практически нет долга. Допэмиссия акций на $800 млн добавит им еще около 60 млрд. Получается, что у «Яндекса» будет около 170 млрд руб. чистой денежной позиции (200 млрд руб. без учета конвертируемых облигаций). Сумма сделки по разводу со Сбербанком on net — это чуть меньше 40 млрд (42 млрд покупка доли в «Яндекс.Маркет» и 2,4 млрд — продажа доли в Яндекс.Деньги)», — сказала она РБК.

Стоимость «Яндекс.Такси» Куприянова оценивает на уровне около $3 млрд. Эта оценка основана на сопоставимых компаниях (отдельно для услуг такси и для услуг доставки еды). «На мой взгляд, в случае сделки с Uber речь не идет о $6–8 млрд, которые называли аналитики при подготовке компании к IPO в прошлом году. К тому же «Яндекс» не будет выкупать долю Uber по очень высокой цене — им это невыгодно, так как они должны заработать на последующем выходе на IPO. Я бы считала разумной оценку в диапазоне $3–4 млрд за компанию. В этом случае на выкуп доли Uber в проекте «Яндексу» может потребоваться 60–100 млрд руб.», — отмечает аналитик Газпромбанка.

При этом у компании остается возможность улучшить свою денежную позицию за счет привлечения долга. Дополнительные средства, по ее мнению, нужны на развитие своих проектов не только в коммерции, но и во многих других направлениях. «Раздел бизнеса с Uber был бы логичен для «Яндекса». Момент для сделки подходящий — цена может быть привлекательной. Если они впоследствии выведут компанию на IPO, они на этом заработают, не потеряв контроль. Вероятность этой сделки высокая», — добавила Куприянова.

Аналитик «Ренессанс Капитала» Кирилл Панарин оценивает долю Uber в «Яндекс.Такси» примерно в $2 млрд. «Из привлеченных $800 млн «Яндекс» заплатит Сбербанку примерно $575 млн за «Маркет», то есть останется $225 млн, плюс у «Яндекса» на балансе около $2,5 млрд кеша. Эти средства могут потребоваться как на выкуп доли Uber, так и на развитие в других направлениях (e-commerce, медиасервисы, каршеринг, cloud). Также требуются инвестиции в строительство новой штаб-квартиры», — говорит он.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст