АФК «Система» пока так и не стала владельцем «СГ-Транса», крупнейшего в России перевозчика сжиженных углеводородных газов. Палки в колеса ей вставил другой претендент на этот актив — «РН-Транс», дочерняя структура «Роснефти». Он не смирился с отказом в допуске к аукциону и теперь через суд пытается признать его незаконным, а также добиться повторного проведения торгов. До окончания разбирательства суд уже приостановил продажу «СГ-Транса». Впрочем, в правительстве уверяют, что этот процесс не повлияет на дальнейшие планы приватизации.
Торги по продаже 100% акций «СГ-Транса» состоялись 27 сентября. Приватизация прошла в форме конкурентного отбора покупателей в два этапа. Всего в торгах участвовали четыре компании: «Рустранском», «Спецэнерготранс», «Трансеврогаз» и АФК «Система». Последняя предложила наибольшую сумму — 22,77 млрд руб. (при стартовой цене 10,1 млрд руб.) и в итоге была признана победителем. Для оформления сделки необходимо было лишь получить согласие правительства. При этом ни у кого не вызывало сомнений, что ответ государства будет положительным: конечная цена на актив превзошла все ожидания.
Однако в дело вмешался еще один претендент на «СГ-Транс» — принадлежащий «Роснефти» «РН-Транс». Компания не была допущена к аукциону организатором торгов «Ренессанс Брокером» «из-за аффилированности с организациями, в которых участвует государство» («Роснефть» на 75,16% принадлежит государственному «Роснефтегазу»). 27 сентября «РН-Транс» обратился в суд с требованием признать незаконными действия «Ренессанс Брокера» и отменить результаты торгов. Слушание по этому делу пройдет 31 октября. При этом до окончания судебного разбирательства суд принял обеспечительные меры по дальнейшему процессу приватизации: на акции «СГ-Транса» наложен арест.
Ранее ФАС разрешила приобрести «СГ-Транс» ряду компаний, в числе которых был и «РН-Транс». При этом структура «Роснефти» и АФК «Система» получили одобрение антимонопольной службы с предписанием обеспечивать конкуренцию на взаимосвязанных рынках по реализации и транспортировке сжиженных газов. Еще один перевозчик СУГ — «Газпромтранс» — не смог заручиться поддержкой ФАС.
Участие госкомпаний в приватизации — не что иное, как перетекание одной госсобственности в другую. Это было понятно еще на стадии оформления сделки, и именно по этой причине в ней не участвовали РЖД и «Газпром». Подача иска — это неприятная неожиданность, и реакция на нее может быть довольно жесткой.
Открытое акционерное общество «СГ-транс» (до 2004 г. - ФГУП «СГ-Транс») — транспортная компания со 100-процентным государственным капиталом, играющая важную роль в развитии топливно-энергетического и нефтехимического комплексов и экономики России в целом.
ОАО «СГ-транс» обеспечивает транспортировку сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легкого углеводородного сырья в железнодорожных цистернах как для внутреннего потребления, так и на экспорт, обеспечивая вывоз сырья и газовой продукции с заводов отраслей нефте - и газопереработки, а также нефтехимии России и стран СНГ для обеспечения сжиженными газами населения, промышленности и автотранспорта. Доля «СГ-транс» на российском рынке составляет 38%. При этом компания обладает наибольшим по численности парком специализированных цистерн для транспортировки СУГ. По итогам 2011 года на балансе «СГ-Транса» числилось 14,6 тыс. цистерн. Основными клиентами компании являются «Сибур», «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк». Кроме того, общество вывозит 100% газовой продукции с заводов «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима», «Башнефти», ТНК и «Сургутнефтегаза».
Анализ производственно-финансовых показателей деятельности ОАО «СГ-транс» за последние годы свидетельствует о финансовой устойчивости, как на рынке транспортных услуг, так и на рынке реализации, несмотря на ужесточение конкуренции. Выручка компании в прошлом году составила 8,5 млрд руб., чистая прибыль — 404 млн руб.
Эксперты не находят логики в действиях «Роснефти». С учетом того что «РН-Транс» отказался от собственных цистерн и перешел на аутсорсинг, покупать такую сложную по своей системе компанию, как «СГ-Транс», кажется безумием, считает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. По мнению аналитика, «СГ-Транс» не тот актив, за который надо биться.
«Для правительства эта сделка оказалась сверхудачной, и я сомневаюсь, что «Роснефть» была готова предложить за «СГ-Транс» хотя бы 15 млрд руб., — говорит директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. — Более того, непонятно, зачем «Роснефти» вообще понадобилось покупать этот актив даже по начальной стоимости аукциона, ведь компания с момента продажи в конце 2009 года более 6,2 тыс. цистерн «Трансойлу» не инвестировала в обновление и увеличение парка подвижного парка «РН-Транс» и в 2012 году тоже не собиралась закупать нефтеналивные цистерны». У «Роснефти» сейчас нет четкого понимания, как развивать транспортный актив, и стратегии, в которой было бы предусмотрено развитие перевозок сжиженного газа, парирует Михаил Бурмистров.
Необходимо отметить, что проведенная «Ренессанс Брокером» процедура не являлась торгами и не подпадала под действие закона о приватизации, поэтому у компании не было ограничений по определению условий выбора лучшего кандидата на покупку акций «СГ-Транса», считает Ярослав Кулик из Art De Lex. По его словам, если установленные самим же агентом правила конкурентных переговоров были соблюдены, то оспорить их результаты будет крайне сложно. Так, например, закон о приватизации запрещает юридическим лицам, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%, быть покупателями в сделках по приватизации, говорит юрист.