По данным газеты «Коммерсант», в середине ноября 2018 года истекает срок действия акционерного соглашения по АЛРОСА между Росимуществом и министерством имущественных и земельных отношений (МИЗО) Якутии от 18 ноября 2013 года.
Оно, в частности, обязывает каждую из сторон сохранять за собой не менее 25% плюс одной акции алмазной компании, а также координировать ее корпоративное управление.
Стороны «обязуются приложить все усилия для согласования их представителями единой позиции по вопросам компетенции общего собрания акционеров и наблюдательного совета», говорится в документе.
При этом, как следует из соглашения акционеров АЛРОСА, оно автоматически продлевается на пять лет, «если стороны не согласуют иное». По данным источников, знакомых с ситуацией, этот сценарий основной и никаких дискуссий по этой теме в правительстве пока не ведется.
Сейчас РФ и Якутии (через МИЗО и восемь улусов республики) принадлежат пакеты АЛРОСА по чуть выше 33% акций каждый, 34% — в свободном обращении (капитализация на Московской бирже 9 ноября составляла 765,88 млрд. руб.).
Акционерное соглашение появилось в результате напряженной дискуссии между властями Якутии и правительством РФ относительно перспектив полной приватизации АЛРОСА в 2014–2016 годах с сохранением за государством лишь «золотой акции».
Возглавлявший до мая 2018 года республику Егор Борисов неоднократно выступал за сохранение госконтроля в компании, являющейся основным донором якутского бюджета. В 2013 году господин Борисов заявлял, что «подписание соглашения ставит точку в истории с непродуманным решением о полной приватизации АЛРОСА».
В 2017 году, когда обсуждалась утвержденная правительством РФ в прогнозном плане на 2017–2019 годы приватизации продажа 8% АЛРОСА (по 4% со стороны РФ и Якутии), Егор Борисов снова настаивал: «Наши 25% плюс одна акция защищены законом, поэтому мы их приватизировать не планируем», добавляя, что улусы «тоже привязаны к закону».
Один из собеседников говорит, что соглашение было некоей публичной уступкой Егору Борисову и де-факто не сковывало власти РФ в выборе судьбы госпакета АЛРОСА.
В 2013 году федеральный чиновник также называл заявление главы Якутии «сугубо электоральным» и отмечал, что, если государство примет решение о полной приватизации, оно «будет реализовано». Сейчас таких планов нет, а продаже 8% соглашение не мешает, хотя для снижения госдоли нужен указ президента РФ.
В Минфине подтвердили, что «дискуссии о пересмотре соглашения не ведутся». В АЛРОСА не обсуждают действия ключевых акционеров, но говорят, что находятся с ними в постоянном диалоге и акционеры «поддерживают компанию в инициативах».
«По всем вопросам обычно достигается консенсус, поскольку главная задача у всех одинаковая — обеспечить стабильность и развитие компании, выплату дивидендов и налогов, достойные условия труда и жизни для работников»,— отмечают в АЛРОСА.
Андрей Лобазов из «Атона» не видит причин, по которым государству сейчас было бы выгодно снижать долю в АЛРОСА ниже контрольной — «это лидер отрасли, уникальная для России компания, которая платит высокие дивиденды (доходность 10–12%), и выплаты важны прежде всего для бюджета Якутии».
Рынок сейчас находится не в лучшей форме из-за угрозы новых санкций против России, поэтому вряд ли запланированная приватизация 8% АЛРОСА состоится в ближайшее время, считает он.
К тому же несколько ухудшается ситуация в алмазной отрасли из-за ужесточения условий финансирования и ослабления нацвалюты в Индии, крупнейшем рынке огранки алмазов и третьем по величине ювелирном рынке (после США и Китая).
Индия — второй крупнейший экспортный рынок АЛРОСА после Бельгии, ежегодно продажи в Индию дают ей 14–17% выручки. Правительство может вернуться к планам продажи небольшого пакета АЛРОСА в конце 2019 года, добавляет господин Лобазов.