О том, что ЦБ намерен кардинально изменить существующий механизм санации, Набиуллина объявила в июле этого года. Регулятор подготовил законопроект, который предполагает отстранение АСВ от финансового оздоровления банков и переход этого процесса полностью в ведение ЦБ.
Документ предполагает, что ЦБ создаст фонд санаций и управляющую компанию (УК), которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды и продавать их паи ЦБ. Завершив финансовое оздоровление, фонд будет продавать банки, причем не обязательно с прибылью.
Предложенная ЦБ концепция – причина разногласий между чиновниками и ЦБ. Минфин, Минэкономразвития и АСВ отмечали, что в законопроекте не предусмотрен внешний контроль за деятельностью фонда, рассказывали участники обсуждения.
АСВ в своем отзыве на законопроект отмечало, что возникает конфликт интересов – нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, что не соответствует мировой практике, настаивала госкорпорация.
Из-за продолжающихся споров решения до сих пор нет, сообщил федеральный чиновник. В середине октября 2016 года было дважды запланировано совещание по приоритетным законопроектам у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но оба раза встреча переносилась.
Пока она была перенесена на вторник, 18 октября, указывал человек, близкий к набсовету АСВ. По его словам, ожидалось, что на ней участники обсудят и проект ЦБ по фонду санаций.
«Фонд [оздоровления банков] – это некий денежный мешок. Предложение Банка России состояло в том, что эти функции [санации банков] передаются ЦБ. Как он конкретно реализует эту функцию – это вопрос, находящийся в стадии обсуждения», - Алексей Симановский, советник председателя Банка России.
Есть разные варианты того, как можно установить контроль ЦБ над санацией банков.
Первый – это вариант, который обсуждался изначально: с нуля создать фонд санации банков и управляющую компанию, которые будут под контролем ЦБ, напоминает федеральный чиновник, замечая, что шансы на реализацию этого сценария невелики, поскольку в таком виде это не нравится правительству.
Второй вариант – управляющей компанией станет АСВ и будет действовать от имени фонда ЦБ и исполнять его поручения, продолжает он.
Третий вариант – ничего не менять и УК не создавать, а сделать так, чтобы АСВ в каком-то виде перешло под контроль ЦБ, а правительству оставили бы кураторство над наблюдательным советом агентства: «Или же большинство в совете будет у ЦБ, но правительство по-прежнему продолжит контролировать АСВ», рассказывает осведомлённый источник.
Сейчас из 13 членов наблюдательного совета семеро – из правительства, по квоте ЦБ может провести туда лишь пятерых, еще один – это гендиректор АСВ.
Поскольку законопроект планировалось вносить в осеннюю сессию Госдумы, в ближайшее время какое-то решение должно быть выработано.
Очевидно, что суть идеи – прекратить практику, когда финансовым оздоровлением занимаются частные банки, – будет реализована. Вопрос в том, кто станет УК фонда и у кого будет возможность курировать ее работу, заключает федеральный чиновник.
Об этом же заявила в четверг - 13 октября 2016 года Набиуллина: «Это будет акционерная форма санирования, а не выдача кредитов санаторам, отобранным по конкурсу. Вопрос в том, кто будет выполнять функцию УК, этот вопрос обсуждается».
Вариант с «переподчинением» АСВ выглядит наиболее простым с технической и юридической точек зрения, полагает он, кроме того, он позволит ЦБ глубоко вникнуть в деятельность агентства и точно так же повысить эффективность санаций:
«На первом этапе я бы подчинил АСВ Центробанку и принял бы решение, как эта структура должна управляться». Однако вариант, когда создается УК, также является рабочим, хотя и более сложным, заключает он.