По данным газеты «Коммерсант», акции аэропорта Горно-Алтайска (Республика Алтай), принадлежащие новосибирской мостостроительной компании «Сибмост», сменили собственника. Пакет 60% приобрела АФК «Система», 40% — структура, связанная со Сбербанком.
Федеральная антимонопольная служба согласовала ходатайство ООО «СБК баланс» (структура Сбербанка) о приобретении 40% уставного капитала (177 612 голосующих акций) ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».
Между тем, как пояснил первый вице-президент АО «Сибмост» Владислав Кошкин, сделка уже состоялась — проданы 100% акций аэропорта: «Я уже подписал передаточные документы. В итоге 60% — у АФК „Система“, 40% — у „СБК баланс“. Это фактически произошло». Сумму сделки называть он не стал.
Господин Кошкин уточнил, что в планах новых собственников — управление аэропортом, о перепродаже акций речи не идет. «Это наш непрофильный актив. Сам по себе аэропорт маленький и высокой прибыли не приносит. Однако это значимый объект для Республики Алтай»,— сказал он.
Официальный представитель АФК «Система» Сергей Копытов подтвердил факт приобретения 60% в капитале ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск». «Группа АФК „Система“ широко представлена на Алтае — здесь работают такие наши активы, как природно-оздоровительный комплекс „Алтай-резорт“ и Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие»,— рассказал он.
На фоне увеличения спроса на внутренний туризм и роста туристического потока на Алтай аэропорт имеет потенциал для дальнейшего развития, считают в АФК.
Как пояснил Владислав Кошкин, сделка состоялась в рамках соглашения со Сбербанком о реструктуризации долгов компании «Сибмост».
Напомним, что в новосибирском арбитраже рассматривается иск о банкротстве «Сибмоста». Основной его кредитор — Сбербанк (долг — более 4,6 млрд руб.). В апреле 2017 года ФАС одобрила приобретение Сбербанком 51% голосующих акций мостостроительной компании. Сделка еще не закрыта.
Аэропорт Горно-Алтайск был введен в эксплуатацию в 1968 году. Его взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты Як-40, Ан-2, вертолеты Ми-8, Ми-2. В 1995 году выполнение регулярных рейсов в аэропорту прекратилось. В 2016 году аэропорт Горно-Алтайск обслужил 58,5 тыс. пассажиров (в 2015 году — 66,6 тыс. человек).
Основными регулярными авиаперевозчиками из Республики Алтай в 2016 году были S7, «Красавиа», «Руслайн». По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка аэропорта в 2016 году составила 165,5 млн руб., чистая прибыль — 14,3 млн руб.
«Сибмост» выкупил акции аэропорта осенью 2010 года у ООО «Главторг» (Москва), которому, как сообщалось в СМИ, акции авиапредприятия в 2008 году были проданы правительством Республики Алтай за 48,3 млн руб.
«Сибмост» был генподрядчиком реконструкции аэропортового комплекса в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России». Объем инвестиций — 1,1 млрд руб. Вложения АО «Сибмост» в реконструкцию составили 200 млн руб.
«На момент сдачи ВПП, аэропорт по своей пропускной способности не был готов принимать среднемагистральные самолеты. Проблему нужно было срочно решать. К нам обратились власти Республики с предложением подключиться к развитию авиапредприятия»,— рассказал Владислав Кошкин.
Правительство Республики Алтай оказалось не в курсе смены собственников аэропорта Горно-Алтайск. «Мне об этой сделке ничего неизвестно, официальных документов у меня по этому вопросу нет»,— сообщил первый заместитель председателя правительства РА Роберт Пальталлер.
Он отметил, что в составе имущества аэропорта есть как федеральные, так и республиканские объекты: «Аэропорту оказывается господдержка, в том числе субсидии. Без участия федеральных органов власти, правительства республики этого аэропорта бы не было».
Аналитики считают, что аэропорт вряд ли надолго задержится у новых собственников. «Несмотря на проведенную „Сибмостом“ реконструкцию и возросший пассажиропоток, авиапредприятие не является профильным направлением бизнеса ни для АФК, ни для Сбербанка.
Скорее всего, актив будет приведен в порядок в документационном и финансовом плане и предложен на продажу профильным инвесторам»,— говорит аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко.
Ими, по его словам, могут стать как «Новапорт», так и «Аэропорты регионов» или «Базэл аэро».
Горно-алтайский аэропорт мог бы заинтересовать холдинг «Новапорт», согласен эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «В его структуру уже включены аэропорты Барнаула, Новосибирска и Томска. Вместе с аэропортом Горно-Алтайска он сможет полностью контролировать этот куст»,— говорит он.
У «Аэропортов регионов» нет аэропорта дальше Екатеринбурга, если компании интересен выход в Сибирь, то лучше взять транспортный узел покрупнее, считает господин Калачев.
По оценкам Алексея Калачева, стоимость аэропорта Горно-Алтайск, судя по пассажиропотоку и финансовой отчетности, составляет 150 млн. руб.: «С дисконтом он может быть выставлен на торги за 100 млн руб.».