Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
110 697,87  (+906,52%)
4 545,65  (+193,23%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

«Аэропорты регионов» купили долю в аэропорту города Сургута

23.01.2018, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», о том, что «Аэропорты регионов» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) приобрели 20% аэропорта Сургута, рассказал гендиректор холдинга Евгений Чудновский.

Доля выкуплена у частных лиц, сделка закрыта в конце 2017 года, ее сумма не раскрывается. Господин Чудновский добавил, что «у властей региона есть реальный запрос на улучшение качества перевозок и изменения авиационной инфраструктуры округа».

Поэтому «Аэропорты регионов» рассматривают возможность строительства нового терминального комплекса в аэропорту Сургута и заинтересованы участвовать «в комплексном развитии аэропортовой составляющей ХМАО».

На территории округа сейчас работают девять аэропортов, две посадочные площадки и более 80 вертолетных площадок. Три международных аэропорта в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Аэропорт Сургута — крупнейший в ХМАО, по итогам 2017 года его пассажиропоток вырос на 15,7%, до 1,7 млн. человек. Около 20 авиакомпаний выполняют из аэропорта рейсы по более чем 100 направлениям.

Крупнейший перевозчик Utair, на которого приходится 50,3% пассажиропотока 2017 года. Выручка аэропорта в 2017 году — 3,3 млрд. руб., чистая прибыль — 48,5 млн. руб.

Однако структура собственности аэропорта Сургута остается запутанной, и расклад сил в его капитале до конца непонятен.

На конец 2017 года владельцами ОАО «Аэропорт Сургут», по данным «СПАРК-Интерфакса», были тюменское ООО «Солар» и ООО «Валенто» из Московской области (по 24%, бенефициары — кипрские офшоры), еще 15% у неназванного гражданина РФ, 8% у Utair, по 5% у «Когалымавиа» и ООО «Газпром Трансгаз Сургут».

Еще 19% акций раньше принадлежало ДИЗО администрации Сургута, который ликвидирован в феврале 2016 года. Кому передан пакет, не раскрывалось, сам «Аэропорт Сургут» последний раз публиковал отчетность за 2015 год.

При этом, как следует из данных kartoteka.ru, «Валенто» также владеет 25% акций тюменского аэропорта Рощино, который официально полностью контролирует «Новапорт» Романа Троценко, и с декабря 2017 года находится в процессе ликвидации (долго ее учредителем была кипрская Adalenta Holding, с января 2017 года — Виталий Шпортенко).

Именно «Новапорт» до сих пор считался самым вероятным потенциальным инвестором аэропорта Сургута. В середине 2017 года власти ХМАО говорили, что ведут переговоры о передаче части акций именно «Новапорту».

Впрочем, чиновники обещали провести «всестороннюю экспертизу», поскольку «важно, чтобы новый игрок не начал формировать несправедливую тарифную политику воздушных перевозок в округе». Сейчас в «Новапорте» лишь говорят, что «по Сургуту нет решения».

Комментарий

Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что авиаперевозки в регионе постоянно поддерживаются за счет федеральных и региональных субсидий: «Понятно, что в глазах инвестора это солидная поддержка развития аэропортового проекта».

По данным уральского информагентства Znak, ежегодно на полеты в регионе региональные власти выделяют Utair из бюджета от 500 млн. руб. В середине января 2018 года губернатор ХМАО Наталья Комарова сообщила, что Utair представит в марте 2018 года план развития авиаперевозок в округе, который она же прошлой осенью поручила подготовить.

В Росавиации сообщили, что полеты в Сургут выполняются в рамках постановления о развитии региональной маршрутной сети. В 2017 год по субсидиям в Сургут летали «ЮВТ Аэро», Nordstar и S7, выполняя рейсы из Казани, Бугульмы, Красноярска, Новосибирска, Норильска и Перми.

По итогам 2017 года размер федеральных субсидий составил 357,3 млн. руб. В начале 2018 года полеты в Сургут субсидируются из Казани, Красноярска и Перми, рейсы выполняют «ЮВТ Аэро», Nordstar и «Руслайн». Но сейчас финансирование составляет менее 122 млн. руб., уточнили в ведомстве.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев поясняет, что аэропорт Сургута — «важный транспортный узел нефтедобывающего региона с хорошей перспективой роста пассажиропотока».

В нынешнем виде, добавляет эксперт, инфраструктура явно устарела и недостаточна, особенно для обслуживания международных рейсов. В то же время, отмечает господин Пантелеев, пакет в 20% — это, по сути, заявление о намерениях, только контрольный пакет позволит полноценно влиять на развитие аэропорта.