Подконтрольная "Сургутнефтегазу" "АК-Инвест" выкупит 1,3 млн акций "ЮТэйр" на 10,9 млрд руб., говорится в сообщении компании. Еще 1,4 млн акций на 11,5 млрд руб. размещаются в пользу ХМАО, 2,5 млрд руб. также в уставный капитал внесет Тюменская область.
В результате структуры "Сургутнефтегаза" получат 46,9% акций перевозчика, доля ХМАО может составить 38,8%. Регион также выделит из бюджета около 1 млрд руб. для субсидирования авиаперевозок на территории Югры и Тюменской области, ожидая в результате снижения стоимости билетов на "социально значимых маршрутах" на 70% от себестоимости.
Вложения со стороны акционеров станут завершающим этапом схемы оздоровления "ЮТэйр". Финансовое положение авиакомпании начало ухудшаться еще в 2013 году. По данным МСФО, ее чистый убыток за этот год составил 4,5 млрд руб. против 178,8 млн руб. прибыли годом ранее.
Параллельно увеличились операционные расходы. Летом 2014 года компания начала принимать меры по исправлению ситуации и ввела программу сокращения расходов.
Однако общий долг перевозчика на декабрь 2014 года составлял 167,9 млрд руб., в том числе 85,2 млрд руб.— по лизинговым платежам. С начала 2015 года кредиторы всерьез взялись за взыскание долга, в частности, Альфа-банк в середине февраля подал иски о банкротстве "ЮТэйр".
Выступая на форуме "Транспортная неделя" в начале декабря, гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов объяснял, что конъюнктура предыдущих двух лет была крайне негативной для авиаотрасли, поскольку фактический тариф упал почти на 20%, а валютные затраты из-за падения рубля выросли на 44%.
В 2015 году соотношение рублевых и валютных затрат составляло 38% и 57%. Авиакомпании вели ценовые войны, которые лишь обострились с выходом на рынок принадлежащего государственному "Аэрофлоту" лоукостера "Победа".
Одной из мер оптимизации работы "ЮТэйр" стал вывод возрастных воздушных судов с высокими производственными издержками, а также перенос или отказ от поставок самолетов с излишней емкостью.
С середины 2014 года парк воздушных судов "ЮТэйр" сократился на 44 самолета, до 71 воздушного судна, что должно позволить ей экономить более $100 млн ежегодно. По данным на конец декабря, флот компании состоит из 77 самолетов. Маршрутная сеть "ЮТэйр" в зимний сезон 2014-2015 годов сократилась на 20%.
Господдержка компании обсуждалась также с конца 2014 года, однако о выделении гарантий на 9,4 млрд руб. удалось окончательно договориться только этой осенью, уже после краха другого проблемного перевозчика, второго в России — "Трансаэро".
В результате в ноябре "ЮТэйр" смогла договориться с собственными кредиторами о привлечении двух синдицированных кредитов на семь и двенадцать лет в целом на 43 млрд руб. для погашения долгов.
"Вывод "ЮТэйр" из кризиса, по сути, стал компромиссом, в котором были заинтересованы все",— считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
Он добавляет, что, в отличие от "Трансаэро", у "ЮТэйр" есть состоятельный акционер, заинтересованный в продолжении работы компании. К тому же, добавляет эксперт, "ЮТэйр" серьезно реструктурировала и оптимизировала бизнес.
Государство и местные власти стремились сохранить уникальные региональные маршруты, а также поддержать необходимый уровень конкуренции. Но финансовые показатели "ЮТэйр" все еще не слишком хороши.
По данным РСБУ, за девять месяцев 2015 года "ЮТэйр" получила чистый убыток в 2,4 млрд руб., выручка упала почти на 30%, до 38,5 млрд руб. Краткосрочные обязательства составили 105,3 млрд руб., долгосрочные — 12,1 млрд руб.
Прогнозы "ЮТэйр" на 2016 год также пессимистичны. Господин Мартиросов ждет падения общего пассажиропотока российских авиакомпаний на 10%.