По информации "Ъ", правительство Петербурга отказалось участвовать в допэмиссии авиакомпании "Россия". Выпуск акций запланирован в связи с присоединением "дочек" "Аэрофлота" ("Донавиа" и "Оренбургские авиалинии") к аффилированной с ним петербургской авиакомпании "Россия". Город намерен сохранить за собой блокирующий пакет в объединенной авиакомпании без дополнительного взноса в уставный капитал.
Взамен "Аэрофлот" (владеет 75% минус 1 акция) настаивает на выделении петербургскому перевозчику субсидии для возобновления рейсов в Ереван, Душанбе, Баку, Минск, а также для запуска новых направлений в несколько городов Китая. В Смольном пока не знают, за счет каких средств покрывать эти дотации.
Как говорят источники в городском правительстве, ранее "Аэрофлот" информировал Смольный о намерении увеличивать уставный капитал авиакомпании "Россия" через допвыпуск акций.
"Аэрофлот" оценил стоимость полного пакета акций авиакомпании вместе с активами АО "Донавиа" (по данным базы "СПАРК-Интерфакс", убыток авиакомпании по итогам 2014 года составил 108,7 млн рублей) и АО "Оренбургские авиалинии" (убыток 4,5 млрд рублей) в 1 млрд рублей (сейчас уставный капитал составляет 920 млн рублей).
Еще в начале декабря Смольный планировал закрепить свою долю (25% + 1 акция) через внесение имущества: комитет по транспорту предложил передать перевозчику земельные участки на улице Штурманской, 8, лит. О и лит. А, где компания арендует помещения под автобазу. Стоимость этих активов оценили в 500 млн рублей, "России" предлагалось передать только часть участков.
Однако в ходе переговоров Смольный изменил решение и планирует сохранить долю города без внесения собственности. "Город сохраняет за собой блокирующий пакет без дополнительного взноса в уставный капитал. Уставный капитал будет увеличен за счет имущественного взноса "Аэрофлота"" — подтвердил вице-губернатор Игорь Албин.
Как отмечает партнер юридической компании Maxima Legal Владимир Килинкаров, в этом случае просто пропорционально увеличится номинальная стоимость акций города и "Аэрофлота".
"Для того чтобы выпустить дополнительные акции для "Аэрофлота", необходимо решение общего собрания акционеров, которое может быть заблокировано городом, что было бы логично, ведь в ином случае пакет Петербурга размывается и он теряет возможность влиять на ключевые решения в авиакомпании", — рассуждает он.
Пока что оценивать имущество, планируемое к внесению в счет оплаты акций "Аэрофлота", будет ООО "Институт проблем предпринимательства". Эта структура уже согласована с правительством города.
Некоторые собеседники "Ъ" в Смольном также сомневаются в том, что "Аэрофлот" будет проводить допэмиссию. "Это дело "Аэрофлота", но я думаю, что они все же откажутся от идеи увеличения уставного капитала. Сейчас его вполне достаточно для того, чтобы соответствовать всем отраслевым показателям", — полагает член совета директоров авиакомпании "Россия" и ОАО "Аэропорт Пулково", глава администрации Курортного района Петербурга Алексей Куимов.
""Аэрофлот" ведет жесткую политику и руководствуется только экономической целесообразностью, не ставя в собственный интерес развитие Петербурга, — говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией.
— Поэтому позиция губернатора тоже прозвучала четко: город настаивает на том, чтобы авиакомпания "Россия" выполняла как можно больше рейсов из Петербурга по разным направлениям, а не только увеличивала рейсы в Москву".
Реконструкция аэропорта Пулково стоимостью €1,2 млрд проводилась специально для роста пассажиропотока и развития международного сообщения. Теперь же в связи с экономической обстановкой пассажиропоток падает, авиакомпании сокращают количество рейсов или вовсе закрывают отдельные маршруты.
Та же авиакомпания "Россия", если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, закрыла семь направлений в страны СНГ и столько же в дальнее зарубежье.
Вместе с тем, по информации "Ъ", руководство "Аэрофлота" обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой предоставить базовой авиакомпании аэропорта Пулково дотацию на развитие маршрутной сети из Петербурга. Речь идет как о внутренних, так и о международных направлениях.
В частности, авиакомпания хочет возобновить приостановленные в текущем зимнем сезоне перелеты в Ереван, Душанбе, Баку, Минск, а также открыть сообщение с Китаем (рассматриваются Пекин, Тяньцзинь, Нанкин).
Размер запрашиваемой дотации пока не определен и неясно, за счет каких средств будет вестись субсидирование. Как отмечают в Смольном, город "однозначно не будет финансировать развитие коммерческих перевозок за счет бюджета".
Как отмечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, при желании город сможет найти выход из ситуации. В пример он приводит участие в федеральной программе софинансирования региональных авиаперевозок со стороны правительства Свердловской области.
"Там был принят механизм субсидирования региональных перевозок, при котором объем выделяемых средств или условия предоставления субсидий могут быть пересмотрены, если наряду с федеральным бюджетом программу по субсидированию поддержит субъект федерации", — говорит он.
Участие региона в федеральной программе было обеспечено за счет холдинга "Аэропорты Регионов" Виктора Вексельберга (управляет аэропортом Екатеринбурга), предоставившего городскому бюджету около 230 млн рублей в виде неналоговых поступлений.
По схожей схеме, как полагает господин Пантелеев, может пойти управляющая компания аэропорта Пулково — "Воздушные ворота Северной столицы". "Вопрос только в том, чтобы найти подходящий вариант для Петербурга", — поясняет он.