По данным газеты «Ведомости», «Мы думаем о продаже 10% акций «Шереметьево», скорее всего, стратегу, профессиональному участнику рынка», – рассказал председатель совета директоров «Шереметьево» Александр Пономаренко.
Компания TPS Avia контролирует 66% крупнейшего в России аэропорта, 30,43% принадлежат Росимуществу. В TPS Avia 65,22% принадлежит трасту семей Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% - Аркадию Ротенбергу.
Это должен быть крупный международный инвестор, как немецкий холдинг Fraport или сингапурская Changi, добавляет Пономаренко. Первый владеет в том числе аэропортом Франкфурта и 25% концессионера «Пулково» – компании «Воздушные ворота Северной столицы», вторая – аэропортом Сингапура и 30% холдинга «Базэл аэро».
Цель продажи, по его словам, сделать «Шереметьево» более понятным для авиакомпаний, так как важной точкой роста для аэропорта является транзит между Европой и Юго-Восточной Азией.
Продажа должна состояться в этом году, пока переговоры ни с кем не ведутся, идет работа с консультантами, продолжает он. Аэропорт для сделки еще предстоит оценить, покупатель получит место в совете директоров, рассказал Пономаренко.
Человек, близкий к одному из акционеров, рассказал, что в 2015 г. все консолидируемые активы «Шереметьево» (сам аэропорт и компании, которые строят новый терминал, карго-комплекс, топливозаправочный комплекс и тоннели, при консолидации стали «дочками» «Шереметьево») были оценены примерно в $1,5 млрд.
Консолидация завершилась в 2017 г. По словам Пономаренко, в прошлом году аэропорт получил $783 млн. выручки, $348 млн. EBITDA при долге на конец декабря в $707 млн.
«Всё «Шереметьево» можно оценить в 10–12 EBITDA минус долг, т. е. в $3–3,5 млрд., 10% – в $300–350 млн.», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Крупные международные аэропорты торгуются с мультипликатором 10–15 EBITDA, но для России будет дисконт, добавляет он.
Точно такую же оценку «Шереметьево» дает аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин – не менее $3–3,5 млрд. На 10% будет много претендентов, уверен он: инфраструктурные активы очень ценны, у «Шереметьево» огромный трафик и прекрасные перспективы дальнейшего роста.
В 2017 г. пассажиропоток «Шереметьево» достиг 40 млн. человек, что позволило ему войти в категорию крупнейших аэропортов по версии Международного совета аэропортов, из 10 ведущих аэропортов Европы он рос быстрее всех.Актив может заинтересовать крупные холдинги, в том числе китайские, добавляет Юминов.
По акционерному соглашению между Росимуществом и частным инвестором аэропорт должен минимум 25% чистой прибыли по МСФО направлять на дивиденды, рассказал Пономаренко и подтвердил представитель Росимущества.
За девять месяцев 2017 г. аэропорт уже заплатил 1 млрд. руб. дивидендов (около $16,6 млн.), говорят собеседники. Всего за 2017 г. планируются дивиденды в размере $45 млн., добавил Пономаренко. До этого последний раз «Шереметьево» платило дивиденды в 2004 г. – 100 млн. руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».
Наличие такого соглашения – дополнительный плюс для потенциальных инвесторов, говорит Ганелин.
Пономаренко Александр
Ротенберг Аркадий Романович
Скоробогатько Александр
Терминал в аэропорту Шереметьево
Топливно-заправочная компания Шереметьево
Базэл аэро
Changi Airports International / CAI
Fraport AG
Грузовой комплекс Шереметьево (ГКШ)
TPS Avia Holding
Воздушные ворота Северной столицы (ВВСС) / Аэропорт Пулково
Авиа групп / Бизнес-терминал аэропорта Шереметьево