«Ростелеком» сейчас владеет 45% Tele2, остальное принадлежит Tele2 Russia Holding AB, в котором у ВТБ 50%, у Invintel B.V. Алексея Мордашова – 40% и 10% принадлежит банку «Россия» Юрия Ковальчука.
Необходимость смены контролирующего акционера Соловьев объяснил потребностью в синергии мобильного и фиксированного бизнеса, которая уже есть у конкурентов из большой тройки. Он уточнил, что конкурировать с большой тройкой Tele2 должна именно кросс-продуктовым предложением, которое снизит издержки операторов.
«Мы прошли самое тяжелое время, самые высокие процентные ставки, самый большой CAPEX в тяжелейшей конкурентной борьбе... Когда мы обменялись мобильными активами с «Ростелекомом», у нас была надежда на то, что компании смогут работать эффективно. К сожалению, структура акционеров не позволяет нам реализовать эту синергию полностью», – пояснил г-н Соловьёв.
Не последнее место в вопросе передачи контроля в Tele2 государственному «Ростелекому», по словам Соловьева, занимает обеспечение кибербезопасности страны. Сделка позволит усилить роль государства и получить государству контроль над мобильным активом, отметил Соловьев.
Геополитическая напряженность, зависимость России от «мирового интернета» требуют наличия игрока телекоммуникационного рынка с государственным контролем, заметил он. «В целом как направление такой вопрос обсуждался с госорганами», – уточнил Соловьев.
Ранее ВТБ отрицал наличие переговоров о передаче контроля в Tele2 и заявлял, что не собирается менять свою долю.
«Ростелеком» рассматривает возможность взять под контроль «Т2 РТК холдинг», но это не приоритетный вопрос, заявил недавно новый президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, главное – повысить эффективность инвестиций и есть много инструментов для решения этой задачи. Кто может продать «Ростелекому» свою долю в Tele2 – он не уточнял.
Три человека – чиновник, человек, близкий к «Ростелекому», и человек, близкий к его акционерам, – рассказывали, что, вероятнее всего, свою долю «Ростелекому» продаст банк «Россия», но схему сделки они не раскрывали. Двое из них уверены, что в сделке могут быть использованы казначейские акции, принадлежащие «дочке» «Ростелекома» – «Мобителу».
Напомним, что косвенная доля государства в обыкновенных акциях «Ростелекома» составляет 53%: Росимущество напрямую владеет 48,71%, еще 4,29% – у ВЭБа. В капитале Tele2 госкомпаниям сейчас принадлежит 72,5% – 45% у «Ростелекома», а Банк ВТБ владеет косвенной долей в 27,5%.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин подсчитывал, что балансовая стоимость активов Tele2 составляет примерно 140 млрд руб. – это сопоставимо с суммой, за которую ВТБ покупал компанию.
Но чистый долг Tele2 достиг 126,5 млрд руб., а долговая нагрузка выросла до 7,7 EBITDA. Соответственно, если применить к оператору мультипликатор долговой нагрузки, по которым торгуются МТС и «Мегафон», то стоимость капитала Tele2 окажется отрицательной, говорил он.
Гипотетическая покупка может привести к росту долговой нагрузки «Ростелекома», предупреждают аналитики БКС, а соотношение у госоператора долга и EBITDA в этом случае может вырасти до 2,5, что приведет к снижению свободного денежного потока и создаст угрозу для выплаты дивидендов.