Основатели «Трансмашхолдинга» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, а также французский концерн Alstom могут выкупить долю РЖД пропорционально долям в холдинге, заявил Бокарев: «У нас есть первоочередное право в рамках закрытого акционерного общества. Они [Alstom] будут свою часть покупать, а мы – свою. У них порядка 8%, у нас все остальное».
Бокарев добавил, что он и Махмудов точно не откажутся от покупки акций, Alstom скорее всего тоже. Сумму сделки он не назвал, сославшись на то, что РЖД проводит оценку, однако отметил, что она будет выше цены, по которой РЖД покупала пакет.
О возможной продаже пакета в «Трансмашхолдинге» президент РЖД Владимир Якунин заявил в середине декабря, продажа, по его словам, может состояться уже в этом году. Якунин объяснял желание монополии продать долю появлением конкуренции среди производителей локомотивов и пассажирских вагонов. После того как на рынке «возникли два производителя» («Синара» и «Трансмашхолдинг»), необходимости оставаться акционером одного из них у РЖД нет, сказал он.
Монополия стала акционером The Breakers Investments (владеет 100% «Трансмашхолдинга») в 2007 г., купив 25% у Махмудова и Бокарева за 9,2 млрд руб. Тогда, по словам президента РЖД, «стоял вопрос о сохранении тяжелого транспортного машиностроения».
Блокпакет «Трансмашхолдинга» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает в 250–300 млн евро (по текущему курсу это 17–20 млрд руб.). Якунин в начале февраля оценивал долю РЖД в «Трансмашхолдинге» в 13 млрд руб.
По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, это адекватная оценка с учетом падения выручки и снижения количества заказов. Длинных денег на рынке сейчас мало, поэтому на покупку доли РЖД Бокарев и Махмудов смогут привлечь лишь краткосрочные кредиты, но при стабилизации экономической ситуации конвертировать их в долгосрочные будет несложно, добавляет он.
Сейчас «Трансмашхолдинг» не в лучшей форме. Железнодорожное машиностроение в кризисе из-за отсутствия заказов. На одной из основных производственных площадок холдинга – Тверском вагоностроительном заводе – планируется сократить 20% персонала.
РЖД – крупнейший клиент «Трансмашхолдинга», при этом в 2015 г. монополия намерена закупить на 30% меньше локомотивов, чем в прошлом, но с 2016 г. планирует наращивать закупки. Согласно отчету «Трансмашхолдинга» по МСФО за 2013 г. (более поздних данных нет) выручка от продаж локомотивов составляет 41% от общих продаж (1,5 млрд евро), примерно столько же (1,6 млрд евро) приносят компании железнодорожные вагоны и вагоны для метро, остальное – сервис и продажа литья.
Летом прошлого года РЖД подписала соглашение с «Трансмашхолдингом» о поставке 1 008 локомотивов в 2015–2017 гг. Гендиректор машиностроительного холдинга Андрей Андреев оценивал стоимость контракта примерно в 100 млрд руб.
По долгосрочной программе РЖД в 2014–2020 гг. монополия закупит локомотивов на 494 млрд руб. Долгосрочные контракты жизненного цикла – хороший актив, под который можно привлечь финансирование, говорит Бурмистров. Если законодательно будет ограничен срок службы вагонов, то вагоностроительные предприятия вновь будут загружены, поэтому покупка доли в неблагоприятных условиях может оказаться удачной инвестицией, добавляет Третельников.